Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Голубев, Виктор Викторович

Голубев, Виктор Викторович

Лингвисты

11 февраля 1878 - 19 апреля 1945

востоковед, археолог и историк искусства


Виктор Викторович Голубев (11 февраля 1878 — 19 апреля 1945) — востоковед, археолог и историк искусства.

Закончил университет в Санкт-Петербурге и в Гейдельберге. В молодости уехал во Францию. Ездил в экспедиции, занимался коллекционированием, активной научной, издательской и выставочной деятельностью. Участвовал в Первой мировой войне. С 1920 года до самой смерти работал во Французском институте Дальнего Востока. Виктор Викторович Голубев опубликовал более 150 работ по буддийскому искусству Азии, доарийскому и добуддийскому искусству Индии, искусству и археологии Индокитая и сопредельных стран.

Биография

Ранние годы

Виктор Викторович Голубев родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Он был младшим ребёнком в семье Виктора Федоровича Голубева и Анны Петровны, урожденной Лосевой. У Виктора была сестра Мария и брат Лев. Отец Виктора был инженером путей сообщения и успешным промышленником. Благодаря заработанному состоянию, он занимался благотворительностью и меценатством, имел богатую коллекцию предметов искусства. Семья Голубевых была близка к литературным и художественным кругам. Родители уделяли большое внимание образованию сына, он приобрел широкие познания в области литературы, живописи, театра и музыки. Виктор играл на скрипке работы Страдивари, брал уроки у известного педагога Леопольд Ауэра. Он также рисовал и говорил на нескольких языках.

С 1890 по 1892 годы учился в гимназии Карла Мая. В 1896 он сдал экстерном экзамены по программе реального училища и поступил вольнослушателем на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. В студенческие годы он познакомился с рабитами Михаила Ивановича Ростовцева, специалиста по скифам и античному Причерноморью. Виктора заинтересовала тема сверхдальних контактов культур Запада и Востока. Увлечению востоком способствовал и пример дяди, Александра Фёдоровича Голубева, исследователя Памира, Семиречья и Западного Китая.

Изначально выбрав, как и отец, стезю инженера, Виктор все больше увлекался искусством. После окончания университета в 1901 году, он вместе с женой уехал в Баден. Там он поступил в Гейдельбергский университет, где подготовил и успешно защитил диссертацию «Трагедии Мариво в немецких переводах XVII века». Помимо степени доктора филологии, он получил в 1904 году диплом магистра свободных наук со специализацией в области археологии и истории искусств.

Во Франции

В 1905 году супруги переехали в Париж, где вошли в художественные и литературные круги столицы. С 1905 года участник известного Русского кружка художников (иначе — Русского артистического кружка), в котором участвовали и многие универсанты-филологи. Голубев близко сошелся со скульптором Огюстом Роденом, который тоже был увлечен азиатским искусством. На этот период жизни приходится формирование научных интересов Голубева как специалиста в области истории старого и нового искусства. Исследования он совмещает с путешествиями, полевыми наблюдениями, активной издательской и выставочной деятельностью. Он коллекционирует персидскую и монгольскую миниатюру, китайскую, русскую и западно-европейскую живопись. Дружит и ведет переписку с Н. К. Рерихом.

Учёный находит подтверждения мощного влияния на Европу восточных очагов культуры в древности и средние века. Он интересуется периодом Кватроченто и часто ездит в Италию. В живописи венецианских и флорентийских мастеров он отмечает следы воздействия китайской, в первую очередь сунской художественной традиции. При содействии издателя Жерара ван Оэста он опубликовал в Брюсселе обширную работу о рисунках Якопо Беллини, главы целой семьи итальянских живописцев венецианской школы. Издание было хорошо принято критикой, Анатоль Франс отмечал вкус с которым были выбраны картины и их анализ.

В октябре 1910 года Голубев в компании писателя Шарля Мюллера и других друзей уехал в экспедицию в Индию, где изучал главным образом монастырский комплекс Аджанты. Здесь он вырабатал собственную методику работы с полевым материалом. По возвращении на следующий год во Францию учёный привез с собой фотоархив из 1500 карточек. Голубев использовал его во время преподавания индийского искусства в крупнейшем центре европейского востоковедения — в Школе восточных языков при Сорбонне, где работал до Первой мировой войны. Эти материалы стали основой образованного в 1920 году отдела фотодокументов Музея Гиме в Париже. Молодой учёный становится признанным специалистом по истории буддистского и светского искусства Индии и Дальнего Востока, знакомится с известными французскими ориенталистами. Широкую известность в научной среде получили организованные им в 1912—1913 годах выставки восточного искусства в Музее Чернуски, одну из которых посетили и высоко оценивали академик С. Ф. Ольденбург и академик Н. К. Рерих. Описание фресок «Peintures bouddhiquees aux hides» — было опубликовано в «Annales du Musee Guimet» (vol. 40, 1913).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ