Владимир (Вольдемар) Александрович фон Глазенап (1812—1895) — контр-адмирал Русского императорского флота, тайный советник, автор ряда публикаций по морскому делу.
Биография
Владимир Александрович фон Глазенап родился в 1812 году. Произведенный 10 мая 1824 году в гардемарины, служил сперва на корабле «Святой Андрей» на котором совершил плавание до острова Исландия.
27 февраля 1826 года он был произведён в мичманы и в этом звании в 1826—1829 гг. совершил на шлюпе «Моллер» под командой капитана второго ранга М. Н. Станюковича кругосветное плавание на Камчатку, в ходе которого мореплавателями был открыт атолл Куре.
В 1830—1832 гг. плавал по Финскому заливу и Балтийскому морю на кораблях «Император Александр I» и «Бриенн» и в это время был произведен в лейтенанты (25 июля 1831 года).
В 1834—1836 гг. командовал люгерами «Петергоф» и «Ораниенбаум» и плавал на них по Балтике.
5 апреля 1838 году Владимир Александрович фон Глазенап был произведён в капитан-лейтенанты и в том же году, командуя люгером «Ораниенбаум», плавал до Свинемюнде, откуда на буксире парохода «Геркулес» сопровождал императора Николая I в Стокгольм.
В 1839—1849 гг. он командовал пароходом (потом пароходофрегат) «Богатырь» и ходил с членами Императорской фамилии и иностранными принцами в Пруссию, Данию и Швецию и с императором в Копенгаген (1844).
В 1841 году был награждён орденом Святого Владимира 4 степени, 6 декабря 1846 года получил чин капитана 2 ранга и 6 декабря 1849 года — капитана 1 ранга.
В 1850—1851 гг. командовал первым русским винтовым фрегатом «Архимед» построенном под руководством И. А. Амосова, на котором плавал до берегов Дании и Швеции. Потерпев крушение у острова Борнхольм, он возвратился с командой на пароходофрегате «Камчатка» в Кронштадт и 22 ноября 1851 года был уволен от службы.
30 августа 1860 года было велено считать фон Глазенапа уволенным от службы с чином контр-адмирала.
30 октября 1853 года вместе с титулярным советником Максимилианом Густавовичем Бехагель фон Адлерскроном основал пароходство «Самолёт» вошедшее впоследствии в тройку крупнейших российских дореволюционных пароходств на реке Волге.
27 апреля 1866 году фон Глазенап вновь поступил на службу и был причислен к Министерству государственных имуществ Российской империи; переименованный 15 февраля 1871 года в действительные статские советники, он в 1872 году перешел на службу в Министерство финансов Российской империи и занимал должности сначала младшего члена Санкт-Петербургской сухопутной таможни, а с середины 1870-х годов — управляющего Архангельским таможенным округом. В 1882 году был уволен от службы с чином тайного советника.
Напечатал множество статей в «Морском сборнике».
Владимир Александрович фон Глазенап умер в 1895 году.
Избранная библиография
- «Способ поднятия гребного винта на палубу и укрепление на ней винта запасного» (1852 г., № 1);
- «Замечания об управлении судами, снабженными вспомогательными винтовыми двигателями» (1852 г., № 4);
- «Разные замечания о винтовых судах» (1852 г., № 5);
- «О машинах, действующих нагретым воздухом» (1852, № 11);
- «Ответ на статью "О собрании моряков в столице"» (1857 г., № 4, за подписью: Отставной моряк);
- «Несколько практических способов для определения нарицательной и действительной сил паровых машин низкого и высокого давления» (1857 г., № 6).