Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Галдама: биография

«Хотя нам кажется, что небо никогда не прояснится от проливного дождя, ливмя льющегося, Однако ж таково свойство вещественной природы, что дождь не имеет беспрерывного продолжения, и небо проясняется; Хотя нам кажется, что люди, внушающие страдания от мирских деяний, постоянно должны страдать, Однако ж бывает конец страданиям, в которых люди непостоянно же пребывают, но выходят…»

Сайханчжу хатун 20, сказав это, вышла из сюме и, как бага еке Цецен хана, подробно переговорила с ним. Хан, тронутый её словами, сказал: «Поистине Аблай причинил мне зло, поступил несправедливо; я же не делал ему никакого зла; однако последую вашему совету». Цецен хан изъявил желание помириться с Аблай тайчжием. Когда происходило их свидание, Галдама с четырьмя или пятью человеками поехал рысцою в укрепленный сюме. Чёрный народ, претерпевший много горя во время осады, лишь только приметив, что Галдама поистине едет в сюме с малым числом людей, возрадовался и восклицал: «Взошло солнце веселья!»

Цецен хан спрашивал совета у своих союзников: «Отдавать ли улус Аблаю или нет? Если отдавать, то как это сделать?» Мнения были различны: одни советовали взять Аблая под арест, другие советовали отдать часть улуса, некоторые советовали отправить его в чужие страны. Малай Хашха 21 [398] говорил на это: «За кого вы считаете его, разве не за Аблая? Нужно сделать что-нибудь из двух: убить его или возвратить ему улус». Галдама подтвердил его мнение. Цецен хан, признавая их мнение справедливым, возвратил Аблаю все до последней нитки; зюнгарский Сенге также возвратил все, что взял у Аблая во время войны, говоря: «Я вполне согласен с решением Цецен хана и Галдамы; если дано слово все возвратить, то надо исправно выполнить обещание». 22

Таков был двадцатишестилетний Галдама, мнение которого уважали старик-отец и почтенные и старейшие ойратские владельцы. И этому разумному, благороднейшему мужу суждено было кончить жизнь от яда, поднесенного рукою жены своего отца, в пору силы и здоровья, когда ему было только тридцать два года.

Цецен хан, по обычаю того времени, имел нескольких жен, из которых одна была дочь зюнгарского Ердени Батур хун тайчжия (от неё родился Галдама); другая жена его была Уде Агас, дочь торгутского Хо Орлека. (Мне кажется, что Уде Агас и Дорчжи Рабтан 23 — одна и та же личность, и что она не дочь Хо Орлека, но внука его Пунцука, действительно бывшая замужем за Цецен ханом). Эта Уде Агас имела любовные связи с гелюнгом Гак емчием, который, изучив тибетскую медицину, занимался врачеванием не только её душевных болезней, как гелюнг, но и телесных, как ачиту емчи, то есть благодетельный лекарь, ибо Цецен хан, бывший за шестьдесят лет, не имел уже возможности и сил принять на себя последнюю обязанность в отношении своей молодой супруги. Тридцатидвухлетний Галдама был случайным свидетелем тайного свидания своей мачехи с Гак емчием; Уде Агас, не желая, чтоб её тайна разгласилась когда-нибудь, решилась отравить своего пасынка. Скоро представился к тому удобный случай: Галдама захворал. Гак емчи приготовил напиток, в который был подмешан яд, а Уде Агас [399] послала его Галдаме, который, почувствовав действие яда, тотчас же хотел было принять какое-то лекарство, имевшее свойство отвращать действие всяких ядов, но не нашёл в кармане — позабыл взять с собою. 24

Так кончил свою жизнь храбрый, благороднейший Галдама, единственный наследник прав и преимуществ своего отца, единственная отрада его в старости, слава и гордость хошутских владельцев. Цецен хан воспел это печальное событие в песне, которая, спустя двести лет, заставляет ещё трепетать сердца приволжских ойратов:

Буура юкудек, ботогар босходок: Босхомчжи у гей Галдама мини! Хуца юкудек, хургар босходок: Босхомчжи у гей Галдама мини! Буха юкудек, тугулар босходок: Босхомчжи у гей Галдама мини! Ачжирга юкудек, у ну гар босходок: Босхомчжи у гей Галдама мини! Ечжи кокшерет, емген болбо, Ерге нурат, ельсен болбо, Босхомчжи у гей Галдама мини! Гарийиган алдаксан Гак емчи, Гакцайган алдаксан Цецен хан би: Босхомчжи угей Галдама мини! 25

Перевод:

Умирает самец-верблюд, верблюжонком восстановляют его потомство: [400] О, мой Галдама! Тебя невозможно восстановить! Умирает самец-баран, ягненком восстановляют потомство: О, мой Галдама! Тебя невозможно восстановить! Умирает бугай, теленком восстановляют потомство: О, мой Галдама! Тебя невозможно восстановить! Умирает жеребец, жеребенком восстановляют потомство. О, мой Галдама! Тебя невозможно восстановить! Мать 26 состарилась и сделалась старухою, Крутой яр (берег) обвалился и стал песком: О, мой Галдама! Тебя невозможно восстановить! Гак емчи потерял свою руку (которую Цецен хан приказал отрубить за составление яда), Цецен хан потерял своего единственного: О, мой Галдама! Тебя невозможно восстановить!

Галдама скончался 27 в урочище Бачи осенью года Гал Хонин (1667 г.); тело его немедля предали сожжению и кюри (пепел, прах) отправили в Барун Тала (Тибет) на благословение Далай ламы. Далай лама, увидав там, где сердце, жесткую, как кость, массу, платком взял эту массу в руки, подул и сказал: «Справедливо говорят, что добродетельный человек имеет в сердце жесткую, как кость, массу».

Когда спросили о перерождении души Галдамы, Далай лама отвечал: "Душа Галдамы переродится в «номту тенгери», то есть в духовного тенгрия. 28 Ойратский же историк емчи Габан Шараб из рода приволжских торгутских нойонов-владельцев говорит о хошутском нойоне Галдаме, что он даже «в самомалейших поступках был непогрешителен».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ