Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Валлен-Деламот, Жан-Батист-Мишель

Валлен-Деламот, Жан-Батист-Мишель

Архитектура

французский архитектор, первый в России профессор архитектуры


Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот (фр. Jean-Baptiste Vallin de la Mothe; 1729, Ангулем, Франция — 7 мая 1800, там же) — французский архитектор, первый в России профессор архитектуры.

Учился у своего кузена архитектора Ж. Ф. Блонделя.

В 1759—1775 годах работал в России, в основном в Санкт-Петербурге. C 1759 года — профессор Петербургской Академии художеств. Среди учеников выделяются В. И. Баженов, И. Е. Старов. С 1766 года — придворный архитектор.

С 1768 года — член-корреспондент Парижской Академии архитектуры. В 1775 году уехал во Францию.

Биография

До приезда в Россию

По материнской линии Валлен-Деламот происходил из знаменитого рода Блонделей. Окончив учёбу в Париже в 1750 году, по протекции своего двоюродного брата Жака Франсуа Блонделя он поступает во Французскую Академию в Риме. Сохранившаяся переписка позволяет сделать вывод, что юный французский архитектор питал истинную страсть к Палладио и его последователю Скамоцци.

По возвращении во Францию в начале 1753 года Валлен-Деламот обосновался в Париже и до 1756 года, когда дядя его скончался, работал под началом последнего (Франсуа Блондель много строил в Париже, Руане и Женеве). Среди редких следов деятельности Валлена-Деламота во Франции — описание проекта площади Людовика XV, опубликованное в 1754 году в журнале «Mercure de France».

Профессор Российской Академии художеств

В 1756 году была создана Российская Академии художеств, и проект её здания был заказан Ж.-Ф. Блонделю. Основатель Академии И. И. Шувалов в это же время искал во Франции преподавателя архитектуры для нового заведения; кандидатуру Валлен-Деламота подсказали ему Блондель и Ж.-Ж. Суффло. В 1759 году Валлен-Деламот был приглашён в качестве профессора для преподавания в архитектурном классе. Согласно заключённому контракту он обязался не только обучать архитектуре воспитанников Академии, но и разрабатывать порученные ему проекты. До приезда Валлен-Деламота архитектурный класс возглавлял Кокоринов, не имевший профессорского звания. Валлен-Деламоту принадлежала ведущая роль в подготовке будущих архитекторов. Он вёл проектирование в старших классах.

Само же здание Академии художеств и должно было стать символом новой архитектуры, в наибольшей степени свидетельствуя об изменениях в государственной архитектурной политике начала царствования Екатерины Великой. Первоначальный проект Блонделя был переделан со значительным увеличением объёмов архитекторами Валлен-Деламотом и Кокориновым. Валлен-Деламот разрабатывает также все детали интерьера. Невиданное до того здание учебного художественного заведения стало образцом для будущих поколений зодчих. Впрочем, деятельность Валлен-Деламота далеко не у всех вызывала одобрение:

Я предвижу, что век спустя Петербург будет великолепен, но поднимется по меньшей мере на две сажени и потому огромные дворцы не рухнут за недостатком свай. Воспретят варварскую архитектуру, занесённую французскими зодчими, коим только кукольные домики строить, не станет г-на Бецкого, человека, впрочем, неглупого, и более не будут предпочитать Растрелли и Ринальди какого-нибудь парижанина Ла Мота, который изрядно подивил Петербург, соорудив дом в четыре этажа, где была та, по его разумению, великая достопримечательность, что нельзя было ни увидеть, ни догадаться, где лестницы.

— Джакомо Казанова

Возвращение во Францию

В 1775 году Валлен-Деламот покидает Россию и возвращается во Францию. Живёт в Лионе, где проектирует и строит собственный дом. Но в связи с тяжёлой болезнью и обнищанием он в начале 1782 года вынужден был переехать в родной город Ангулем, где и прожил свои последние годы до кончины 7 мая 1800 года.

Проекты

Валлен-Деламот зачастую выполнял только лишь проект здания, не участвуя, как тогда было принято, в самом процессе строительства. Сохранившийся во Франции архив его работ даёт возможность оценить творчество зодчего. Возведённые по проектам Валлен-Деламота здания — характерные образцы раннего русского классицизма, в которых ясность композиций сочетается с барочной пластичностью масс. В творческом почерке мастера угадывается стремление к палладианству.

  • Большой Гостиный двор (1761—1785)
  • Католический храм Святой Екатерины на Невском проспекте (1763—1783)
  • Дворец графа К. Г. Разумовского (1762—1766)
  • Дворец графа И. Г. Чернышёва (1762—1768) (см. Мариинский дворец)
  • Здание Академии художеств (1764—1788 совместно с А. Ф. Кокориновым)
  • Проект фасадов Новой Голландии и её арки (1765—1780, совместно с С. И. Чевакинским)
  • Малый Эрмитаж (1766—1769 совместно с Ю. М. Фельтеном)
  • Здание Вольного экономического общества на углу Невского пр. и Дворцовой площади (1768—1775)
  • Юсуповский дворец на Мойке 1770-е
  • гетманский дворец (не сохранился) в городе Почепе Брянской области (1760-е)
  • Загородная усадьба графа И. Г. Чернышёва (1760-е)

Работал в Зимнем дворце, обустраивая интерьеры в юго-восточной части для только что взошедшей на престол Екатерины II (в том числе опочивальня, будуар, кабинет, ванная). По рисункам Валлен-Деламота создаются верстовые столбы.

  • Императорская Академия художеств

  • Католическая церковь Святой Екатерины

  • Дворец Юсуповых на Мойке

  • Загородная усадьба графа И. Г. Чернышёва

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ