Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Булгаков, Сергей Николаевич: биография

Ключевым понятием в богословии о. Сергия является Богочеловечество Христово и наше богочеловечество. Для о. Сергия принципиально важным становится раскрытие Халкидонского догмата через положительное соотношение двух природ во Христе, которое основывается на тождественности Софии Божественной и тварной: «Будучи тождественны по основанию, они различны по способу своего бытия», — пишет он. Положительное соотношение природ во Христе открывает и перед человеком путь обожения.

В согласии с концепцией Богочеловечества она развивает учение о мировом процессе, который во всей целокупности, от акта творения, через пребывание в падшести и до финального Преображения, представляется как «Богочеловеческий процесс», воссоединение твари с Богом. Раньше и полнее всего у Булгакова развито учение о хозяйстве, в сферу которого включается и экономическая, и научно-техническая деятельность человека. Отражая двойственную природу падшего бытия, хозяйство совмещает в себе свободной творческий «труд познавания и действия», в котором раскрывается софийность мира, и «рабство ничто», служение рождённой падением природной необходимости. Важное место в Богочеловеческом процессе принадлежит искусству. Булгаков трактует его как способность увидеть и показать софийность мира, ибо одно из главных имён Софии Красота. Но как все в падшем бытии, искусство несёт и печать ущербности: оно стремится и не может стать теургией, действенным преображением мира. Аналогично анализируются феномены пола, творчества, власти и другие: Булгаков усматривает всюду как софийное, благое начало, так и печать падшести, небытия. В последние годы сюда присоединяется анализ «последних вещей», смерти (Софиология смерти // Вестн. РСХД. 1978, № 127; 1979, № 128) и конца мира (эсхатология «Невесты Агнца»).

Рассматривая мир под знаком динамики, процесса, учение Булгакова о мире представляется в целом как теология истории, где в центре находится София как Церковь, поскольку «Церковь действует в истории как творящая сила» (Невеста Агнца, с. 362), и Богочеловеческий процесс может быть понят как становление всего мироздания Церковью. В общем же своём типе и облике, в ряде ведущих мотивов и идей его система напоминает большие теологические системы современного западного христианства, сближаясь с учениями Тейяра де Шардена и, несколько меньше, Тиллиха.

Избранная библиография

  • Основные проблемы теории прогресса (Статья в сборнике «Проблемы идеализма», Москва, 1902 г.)
  • Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип (Публичная лекция, Киев 21 ноября 1901 г.)
  • От марксизма к идеализму. — М., 1903—318 с.
    • О закономерности социальных явлений// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 1-34
    • Закон причинности и свобода человеческих действий// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 35-52
    • Хозяйство и право// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 53-82
    • Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 83-112
    • Основные проблемы теории прогресса// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 113—160
    • Душевная драма Герцена// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 161—194
    • Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева?// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 195—262
    • Об экономическом идеале// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 263—287
    • О социальном идеале// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 288—316
    • Задачи политической экономии// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 288—316
  • Догматическое богословие (рецензия).// Журнал «Православная мысль». — 1928. — № 1. — С. 317—347
  • Душевная драма Герцена, Киев, 1905.
  • Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л. Фейербаха), Москва, 1906.; Варшава, 1929.
  • Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)(Статья из сборника «Вехи», Москва.- 1909)
  • Два града. М., 1911. — 313 с.
  • Судьба Израиля как крест Богоматери
  • Русская трагедия ("О «Бесах» Достоевского), Москва, 1914.
  • Сион, Москва, 1915.
  • «Свет невечерний». Созерцания и умозрения Москва, «Путь», 1917. — 417 с.
  • «На пиру богов». Pro и contra. Современные диалоги. Статья из сборника «Из глубины», Москва-Петроград, 1918.
  • Апокалипсис Иоанна Ymca-Press, 1948. — 353 с.
  • Апокатастасис и теодицея
  • Жребий Пушкина
  • Моцарт и Сальери
  • Очерки учения православной церкви
  • Философия хозяйства, Нью-Йорк, 1982—321 с.
  • Философия хозяйства (Речь на докторском диспуте), 21 сентября 1912.
  • Чехов как мыслитель, 1910.
  • «Иван Посошков», 1918.
  • «У стен Херсониса» Ялта, 1923.
  • Дневник духовный , 1925.
  • «Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола» Париж, Ymca-Press, 1926. — 91 с.
  • Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери — Париж: YMCA-Press, 1927. — 288 с.
  • Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929. — 229 с.
  • Икона и иконопочитание. — Париж, 1931. — 166 с.
  • О чудесах Евангельских — Париж: YMCA-Press, 1932. — 115 с.
  • Невеста Агнца — Париж: YMCA-Press, 1945—621 c.
  • Радость церковная. Слова и поучения — Париж: 1938. — 98 с.
  • Гонения на Израиль (Догматический очерк), 1942
  • О церковной иерархии
  • Церковь и культура, 1906.
  • Una Sancta (Основания экуменизма)// Путь. — 1938. — № 58. — С. 3-14.
  • Ответ В. П. Соколову, 1914.
  • Слово в день Рождества Христова, 25 декабря 1934 г. (7 января 1935 г.), Сергиевские листки. Paris. 1935.
  • «Вода скачущая в жизнь вечную». Слово в Навечерие Богоявления, Сергиевские листки. Paris. 1935.
  • Православие — Париж: YMCA-Press, 1965. — 403 с.
  • Философия Имени — Париж: YMCA-Press, 1953. — 278 с.
  • Агнец Божий — Париж: YMCA-Press, 1933. — 468 с.
  • Агнец Божий (Автореферат)// Путь. — 1933. — № 41. — С. 101—105.
  • Утешитель. О Богочеловечестве. часть II Париж: YMCA-Press, 1936. — 447 с.
  • Утешитель. О Богочеловечестве. часть II (Автореферат)// Путь. — 1936. — № 50. — С. 66-69.
  • «Отрицательное богословие» — Вопросы философии и психологии. — М., 1915. — Год XXVI, кн. 126 (I). — стр. 1-86; Год XXVI, кн. 128 (III). — стр. 244—291.
  • Друг Жениха (Іо. 3, 28-30). О православном почитании Предтечи — Париж: YMCA-Press, 1927. — 276 с.
  • О Царстве Божием// Путь. — 1928. — № 11. — С. 3-30.
  • О Frank Gavin// Путь. — 1958. — № 56. — С. 63-65.
  • Епископ Вальтер Фрир (in memoriam)// Путь. — 1958. — № 56. — С. 66-68.
  • Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию// Путь. — 1926. — № 5. — С. 3-19.
  • Г. В. Вильямс// Путь. — 1928. — № 14. — С. 108—110.
  • Душа социализма I// Новый Град. — 1931. — № 1. — С. 49-58.
  • Душа социализма II// Новый Град. — 1932. — № 3. — С. 33-45.
  • Душа социализма III// Новый Град. — 1933. — № 7. — С. 35-43.
  • Евхаристический догмат.// Путь. — 1928. — № 20. — С. 3-46; 1930. — № 21. — С. 3-33.
  • Жребий Пушкина// Новый Град. — 1937. — № 12. — С. 19-47.
  • Иерархия и таинства// Путь. — 1935. — № 49. — С. 23-47.
  • Иуда Искариот Апостол-Предатель// Путь. — 1931. — № 26. — С. 3-60.; № 27. — С 3-42.
  • К вопросу о дисциплине покаяния и причащения// Путь. — 1929. — № 19. — С. 70-78.
  • Лозаннская конференция и папская энциклика// Путь. — 1928. — № 13. — С. 71-82.
  • На путях догмы// Путь. — 1933. — № 37. — С. 3-35.
  • Нация и человечество// Новый Град. — 1934. — № 8. — С. 28-38.
  • Очерки учения о церкви// Путь. — 1925. — № 1. — С. 53-78.
  • Очерки учения о Церкви. Обладает ли православие внешним авторитетом догматической непогрешимости// Путь. — 1926. — № 2. — С. 47-58.
  • Очерки учения о церкви. Церковь и инославие// Путь. — 1926. — № 4. — С. 3-26.
  • Очерки учения о церкви. IV. О ватиканском догмате// Путь. — 1929. — № 15. — С. 39-80; № 16. — С. 19-48
  • Письмо профес. Ганса Эренберга прот. С. Булгакову о православии и протестантизме и ответ прот. С. Булгакова// Путь. — 1926. — № 5. — С. 87-92.
  • Православие и социализм (письмо в редакцию)// Путь. — 1930. — № 20. — С. 93-95.
  • При реке Ховаре// Путь. — 1935. — № 47. — С. 66-70.
  • Проблема «условного бессмертия» (Из введения в эсхатологию)// Путь. — 1936—1937. — № 52. — С. 3-23; № 53. — С. 3-19.
  • «Святой Грааль» (Опыт догматической экзегезы И. XIX 34)// Путь. — 1932. — № 32. — С. 3-42.
  • Интеллигенция и религия// Русская мысль. — М., 1908. Кн. 3. — c. 98.
  • Апокалиптика и социализм// Два града. Исследования о природе общественных идеалов. — СПб.: Изд-во РГХИ, 1997 — с. 207—247.
  • О моих похоронах.// Православная мысль. — 1951. — № 8. — С. 9
  • Христианство и еврейский вопрос. — Париж, 1991.
  • Булгаков С.Н. Путь Парижского богословия. — Москва: Храм св.муч. Татианы при МГУ, 2007. — 560 с. — ISBN 978-5901836248.
  • Булгаков С.Н. Малая трилогия. — Москва: Общедоступный Православный Ун-т, 2008. — 576 с. — ISBN 978-5875072857.

Память

  • Именем С. Н. Булгакова названа площадь в Ливнах
  • С 1996 года в городе Ливны существует Лицей имени С. Н. Булгакова

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ