Булгаков, Сергей Николаевич: биография
Ключевым понятием в богословии о. Сергия является Богочеловечество Христово и наше богочеловечество. Для о. Сергия принципиально важным становится раскрытие Халкидонского догмата через положительное соотношение двух природ во Христе, которое основывается на тождественности Софии Божественной и тварной: «Будучи тождественны по основанию, они различны по способу своего бытия», — пишет он. Положительное соотношение природ во Христе открывает и перед человеком путь обожения.
В согласии с концепцией Богочеловечества она развивает учение о мировом процессе, который во всей целокупности, от акта творения, через пребывание в падшести и до финального Преображения, представляется как «Богочеловеческий процесс», воссоединение твари с Богом. Раньше и полнее всего у Булгакова развито учение о хозяйстве, в сферу которого включается и экономическая, и научно-техническая деятельность человека. Отражая двойственную природу падшего бытия, хозяйство совмещает в себе свободной творческий «труд познавания и действия», в котором раскрывается софийность мира, и «рабство ничто», служение рождённой падением природной необходимости. Важное место в Богочеловеческом процессе принадлежит искусству. Булгаков трактует его как способность увидеть и показать софийность мира, ибо одно из главных имён Софии Красота. Но как все в падшем бытии, искусство несёт и печать ущербности: оно стремится и не может стать теургией, действенным преображением мира. Аналогично анализируются феномены пола, творчества, власти и другие: Булгаков усматривает всюду как софийное, благое начало, так и печать падшести, небытия. В последние годы сюда присоединяется анализ «последних вещей», смерти (Софиология смерти // Вестн. РСХД. 1978, № 127; 1979, № 128) и конца мира (эсхатология «Невесты Агнца»).
Рассматривая мир под знаком динамики, процесса, учение Булгакова о мире представляется в целом как теология истории, где в центре находится София как Церковь, поскольку «Церковь действует в истории как творящая сила» (Невеста Агнца, с. 362), и Богочеловеческий процесс может быть понят как становление всего мироздания Церковью. В общем же своём типе и облике, в ряде ведущих мотивов и идей его система напоминает большие теологические системы современного западного христианства, сближаясь с учениями Тейяра де Шардена и, несколько меньше, Тиллиха.
Избранная библиография
- Основные проблемы теории прогресса (Статья в сборнике «Проблемы идеализма», Москва, 1902 г.)
- Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип (Публичная лекция, Киев 21 ноября 1901 г.)
- От марксизма к идеализму. — М., 1903—318 с.
- О закономерности социальных явлений// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 1-34
- Закон причинности и свобода человеческих действий// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 35-52
- Хозяйство и право// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 53-82
- Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 83-112
- Основные проблемы теории прогресса// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 113—160
- Душевная драма Герцена// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 161—194
- Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева?// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 195—262
- Об экономическом идеале// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 263—287
- О социальном идеале// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 288—316
- Задачи политической экономии// От марксизма к идеализму, М., 1903 — С. 288—316
- Догматическое богословие (рецензия).// Журнал «Православная мысль». — 1928. — № 1. — С. 317—347
- Душевная драма Герцена, Киев, 1905.
- Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л. Фейербаха), Москва, 1906.; Варшава, 1929.
- Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)(Статья из сборника «Вехи», Москва.- 1909)
- Два града. М., 1911. — 313 с.
- Судьба Израиля как крест Богоматери
- Русская трагедия ("О «Бесах» Достоевского), Москва, 1914.
- Сион, Москва, 1915.
- «Свет невечерний». Созерцания и умозрения Москва, «Путь», 1917. — 417 с.
- «На пиру богов». Pro и contra. Современные диалоги. Статья из сборника «Из глубины», Москва-Петроград, 1918.
- Апокалипсис Иоанна Ymca-Press, 1948. — 353 с.
- Апокатастасис и теодицея
- Жребий Пушкина
- Моцарт и Сальери
- Очерки учения православной церкви
- Философия хозяйства, Нью-Йорк, 1982—321 с.
- Философия хозяйства (Речь на докторском диспуте), 21 сентября 1912.
- Чехов как мыслитель, 1910.
- «Иван Посошков», 1918.
- «У стен Херсониса» Ялта, 1923.
- Дневник духовный , 1925.
- «Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола» Париж, Ymca-Press, 1926. — 91 с.
- Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери — Париж: YMCA-Press, 1927. — 288 с.
- Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929. — 229 с.
- Икона и иконопочитание. — Париж, 1931. — 166 с.
- О чудесах Евангельских — Париж: YMCA-Press, 1932. — 115 с.
- Невеста Агнца — Париж: YMCA-Press, 1945—621 c.
- Радость церковная. Слова и поучения — Париж: 1938. — 98 с.
- Гонения на Израиль (Догматический очерк), 1942
- О церковной иерархии
- Церковь и культура, 1906.
- Una Sancta (Основания экуменизма)// Путь. — 1938. — № 58. — С. 3-14.
- Ответ В. П. Соколову, 1914.
- Слово в день Рождества Христова, 25 декабря 1934 г. (7 января 1935 г.), Сергиевские листки. Paris. 1935.
- «Вода скачущая в жизнь вечную». Слово в Навечерие Богоявления, Сергиевские листки. Paris. 1935.
- Православие — Париж: YMCA-Press, 1965. — 403 с.
- Философия Имени — Париж: YMCA-Press, 1953. — 278 с.
- Агнец Божий — Париж: YMCA-Press, 1933. — 468 с.
- Агнец Божий (Автореферат)// Путь. — 1933. — № 41. — С. 101—105.
- Утешитель. О Богочеловечестве. часть II Париж: YMCA-Press, 1936. — 447 с.
- Утешитель. О Богочеловечестве. часть II (Автореферат)// Путь. — 1936. — № 50. — С. 66-69.
- «Отрицательное богословие» — Вопросы философии и психологии. — М., 1915. — Год XXVI, кн. 126 (I). — стр. 1-86; Год XXVI, кн. 128 (III). — стр. 244—291.
- Друг Жениха (Іо. 3, 28-30). О православном почитании Предтечи — Париж: YMCA-Press, 1927. — 276 с.
- О Царстве Божием// Путь. — 1928. — № 11. — С. 3-30.
- О Frank Gavin// Путь. — 1958. — № 56. — С. 63-65.
- Епископ Вальтер Фрир (in memoriam)// Путь. — 1958. — № 56. — С. 66-68.
- Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию// Путь. — 1926. — № 5. — С. 3-19.
- Г. В. Вильямс// Путь. — 1928. — № 14. — С. 108—110.
- Душа социализма I// Новый Град. — 1931. — № 1. — С. 49-58.
- Душа социализма II// Новый Град. — 1932. — № 3. — С. 33-45.
- Душа социализма III// Новый Град. — 1933. — № 7. — С. 35-43.
- Евхаристический догмат.// Путь. — 1928. — № 20. — С. 3-46; 1930. — № 21. — С. 3-33.
- Жребий Пушкина// Новый Град. — 1937. — № 12. — С. 19-47.
- Иерархия и таинства// Путь. — 1935. — № 49. — С. 23-47.
- Иуда Искариот Апостол-Предатель// Путь. — 1931. — № 26. — С. 3-60.; № 27. — С 3-42.
- К вопросу о дисциплине покаяния и причащения// Путь. — 1929. — № 19. — С. 70-78.
- Лозаннская конференция и папская энциклика// Путь. — 1928. — № 13. — С. 71-82.
- На путях догмы// Путь. — 1933. — № 37. — С. 3-35.
- Нация и человечество// Новый Град. — 1934. — № 8. — С. 28-38.
- Очерки учения о церкви// Путь. — 1925. — № 1. — С. 53-78.
- Очерки учения о Церкви. Обладает ли православие внешним авторитетом догматической непогрешимости// Путь. — 1926. — № 2. — С. 47-58.
- Очерки учения о церкви. Церковь и инославие// Путь. — 1926. — № 4. — С. 3-26.
- Очерки учения о церкви. IV. О ватиканском догмате// Путь. — 1929. — № 15. — С. 39-80; № 16. — С. 19-48
- Письмо профес. Ганса Эренберга прот. С. Булгакову о православии и протестантизме и ответ прот. С. Булгакова// Путь. — 1926. — № 5. — С. 87-92.
- Православие и социализм (письмо в редакцию)// Путь. — 1930. — № 20. — С. 93-95.
- При реке Ховаре// Путь. — 1935. — № 47. — С. 66-70.
- Проблема «условного бессмертия» (Из введения в эсхатологию)// Путь. — 1936—1937. — № 52. — С. 3-23; № 53. — С. 3-19.
- «Святой Грааль» (Опыт догматической экзегезы И. XIX 34)// Путь. — 1932. — № 32. — С. 3-42.
- Интеллигенция и религия// Русская мысль. — М., 1908. Кн. 3. — c. 98.
- Апокалиптика и социализм// Два града. Исследования о природе общественных идеалов. — СПб.: Изд-во РГХИ, 1997 — с. 207—247.
- О моих похоронах.// Православная мысль. — 1951. — № 8. — С. 9
- Христианство и еврейский вопрос. — Париж, 1991.
- Булгаков С.Н. Путь Парижского богословия. — Москва: Храм св.муч. Татианы при МГУ, 2007. — 560 с. — ISBN 978-5901836248.
- Булгаков С.Н. Малая трилогия. — Москва: Общедоступный Православный Ун-т, 2008. — 576 с. — ISBN 978-5875072857.
Память
- Именем С. Н. Булгакова названа площадь в Ливнах
- С 1996 года в городе Ливны существует Лицей имени С. Н. Булгакова