Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Брассаи

Брассаи

Искусство - Другое

09 сентября 1899 - 08 июля 1984

венгерский и французский фотограф, художник и скульптор, один из представителей документальной фотографии


Брассаи (фр. Brassa, настоящее имя Дьюла Халас, венг. Gyula Halsz, 9 сентября 1899, Брассо, юго-восточная Трансильвания, Австро-Венгрия — 8 июля 1984, Эз, деп. Приморские Альпы, Франция) — венгерский и французский фотограф, художник и скульптор, один из представителей документальной фотографии.

Биография

Отец — венгр, преподаватель литературы, мать — армянка. Участвовал в Первой мировой войне, затем учился в будапештской Академии художеств (1918—1919) и Академической высшей школе в Берлине (1921—1922). В 1924 году поселился в Париже, в квартале Монпарнас, взял псевдоним по названию своего родного города («Brassa» дословно переводится как «из Брассо»).

Познакомился с Генри Миллером, Жаком Превером, Леоном-Полем Фаргом. Учил французский язык на книгах М. Пруста.

Творчество

Сначала работал как график, живописец и скульптор, близкий к Парижской школе. После знакомства с А. Кертесом и его работами (1926) обратился к фотографии. Выпустил альбом «Ночной Париж» (1932), сразу принёсший ему известность. Обращаясь к жизни городского дна, чрезвычайно изощренно использовал живописные эффекты искусственного городского освещения. С 1932 года часто снимал произведения Пикассо, фактически создав летопись его творчества в фотографиях. С одной стороны, публиковал свои работы в авангардном сюрреалистском журнале Ж. Батая «Минотавр», с другой — на страницах светского «Лайфа». Создал галерею фотопортретов современников — Пикассо, Дали, Матисса, Альберто Джакометти, Анри Мишо, Жан Жене и др.

Внешние изображения
Пресс-карта Брассая. 1924
А.Кертес. Мой друг Брассай. 1963
Жильберта Брассай. Пикассо и Брассай. 1966

В годы войны из-за ограничений на фотографирование вернулся к изобразительному искусству. Выпустил тридцать рисунков в виде альбома (1945) с текстом Ж. Превера, в 1947 году оформил своими фотопанно созданный по преверовскому либретто балет «Рандеву» (театр Сары Бернар). После войны много путешествовал как сотрудник журнала «Харперс базар». Издал книги прозы «История Марии» (1949), «Слова, повисшие в воздухе» (1977), альбомы и мемуарные книги «Скульптуры Пикассо» (1948), «Праздник в Севилье» (1954), «Граффити Брассая» (1961), «Разговоры с Пикассо» (1964), «Тайный Париж 30-х годов» (1976), «Генри Миллер» (1975), «Художники моей жизни» (1982), монографию о воздействии фотоискусства на творчество Пруста (изд. 1997). Иллюстрировал книги Бретона, Б. Пере.

Брассаи работает несколько по-иному, чем обычный документальный фотограф. Его работа более статична, а чему-то мгновенному, быстро исчезающему он передаёт присущий ему элемент размышления. Кажется, что он не столько заинтересован в возможных вариантах объекта, сколько в сохранении самого образа.

Признание

В 1974 году стал кавалером Ордена искусств и литературы, в 1976 году награждён Орденом Почётного легиона. В 1978 году получил в Париже Большую национальную премию по фотографии. В 2000 году в Центре Жоржа Помпиду состоялась ретроспективная выставка 450 работ мастера. В 2012, в Мультимедиа Арт Музее, Москва, проведена первая масштабная выставка легендарного фотографа, охватывающая все грани его творчества — «Ретроспектива»[1]

Литература

  • Krauss R. Les noctambules//Krauss R. Le Photographique. Paris: Macula, 1990, p. 138—153
  • Sayag A., Lionel-Marie A., Aillagon J.-J.Brassa: the monograph. Boston: Little, Brown and Company, 2000
  • Gautrand J.-C. Brassai: 1899—1984: Brassai’s universal art. Kln; London: Taschen, 2004
  • Poirier D.E. Brassai: an illustrated biography. Paris: Flammarion; London: Thames & Hudson, 2005

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ