Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Борецкий, Рудольф Андреевич: биография

Долгие годы работал собственным корреспондентом журнала «Новое время» в Польше, где в 1989—1994 годах как корреспондент постоянно проживал.

В последние годы выпустил несколько книг воспоминаний и научных публикаций, в том числе две книги об истории советского телевидения.

Умер 19 ноября 2012 года в Москве. Прощание состоялось 21 ноября 2012, после чего Рудольф Борецкий был похоронен на Хованском кладбище..

В 2014 году под редакцией супруги Рудольфа Андреевича Инны Васильевны Пименовой вышла «Книга памяти профессора Р. А. Борецкого. Жадность к жизни не проходит — проходит жизнь», ее выпустил факультет журналистики МГУ. В ней 4 раздела: «Ученый», «Учитель», «Журналист», «Писатель».

Молодость тележурналиста

«Мы с отцом купили телевизор, когда я был студентом четвертого курса, — вспоминал Р. А. Борецкий. — Мы стояли день, стояли ночь и еще полдня в очереди в 20-градусные морозы, погрузили на санки этот телевизор. Его стоимость равнялась половине очень невысокой зарплаты моего папы». C этой покупки началось знакомство Рудольфа Борецкого с телевидением, определившее его судьбу.

Работу на телевидении он начал в научно-познавательной редакции, где вместе с Арнольдом Григорьевичем Григоряном создал журнал «Знание». Идея телевизионной периодики возникла не только у Борецкого: он и его коллеги поняли, что «отдельные передачи просто куда-то улетают и всё», ведь техники синхронной видеозаписи еще не существовало.

Один за другим на телевидении начали появляться тематические журналы: «Искусство» (его редактором был Андрей Донатов), «Экран международной жизни» (возник в связи с участием СССР во Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, а вернувшийся оттуда Николай Семенович Бирюков стал его первым комментатором), «Юный пионер», «Клуб кинопутешественников», журнал "Здоровье" (его вела Алла Мелик-Пашаева), «Музыкальный киоск" (с ведущей Элеонорой Беляевой). Таким образом редакторы пытались структурировать программу и организовать периодичность передач.

Под началом Борецкого начинали свой телевизионный путь радиокомментатор Юрий Валерианович Фокин и знаменитый в те годы газетный журналист Евгений Иванович Рябчиков, который делал первые прямые репортажи и документальные фильмы на тему космоса (они были очень популярны на телевидении начиная с сентября 1957-го года, когда был запущен первый искусственный спутник Земли). Борецкий работал с Ираклием Луарсабовичем Андрониковым и сделал вместе с ним большой полнометражный фильм с участием Самуила Яковлевича Маршака, Кукрыниксов, Игоря Ильинского, Георгия Свиридова.

В 1958 году Борецкому поручили создание Молодежной редакции Центральной студии телевидения, где родилось множество интересных проектов — таких, например, как предтеча КВН «Вечер веселых вопросов», придуманная коллегой Борецкого по Центральной студии телевидения, а затем по кафедре радио и телевидения факультета журналистики МГУ Сергеем Муратовым в содружестве с Александром Аксельродом и Михаилом Яковлевым. После коллизии в прямом эфире с конкурсом, на который требовалось прийти в зимней одежде в разгар лета и на который неожиданно явились десятки людей, штурмовавших здание ДК МГУ на Ленгорах, откуда шла трансляция, последовали «оргвыводы»: большинство сотрудников редакции были уволены, а за идеологическим содержанием передач приставили смотреть отставных военных из Политического Управления армии (ПУРа), которыми «усилили» редакции. Самого Борецкого спасло от увольнения то, что после Фестиваля молодежи и студентов он получил двухмесячный отпуск и на работе во время скандального выпуска «ВВВ» формально отсутствововал.

(О времени, связанном с молодежной редакцией, профессор Р.А.Борецкий спустя годы подробно и с особой проникновенностью вспоминал в книге "Шаболовка 53")[5].

По решению руководства ЦСТ Борецкий был затем привлечен к организации Информационной службы ЦСТ. Парадоксально, но эта структура была создана позднее многих других, а передача новостей до этого сводилась к чтению радийных сообщений на фоне статичной заставки. В начале 1959 года Борецкий был зачислен сменным редактором в Главную редакцию информации, однако беспартийный и независимый в суждениях человек не мог удержаться на этом посту долго. Нежелание тратить силы на борьбу с партийными функционерами и тяга к осмыслению накопленного опыта привели Рудольфа Андреевича к решению оставить штатную работу тележурналиста в пользу науки.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ