Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Богословский, Павел Степанович: биография

В 1990-е годы географ Л. В. Баньковский на основе статьи 1927 года объявил, что Богословский в середине 1920-х годов разработал «концепцию» «Уральской горнозаводской цивилизации» и «обосновал наличие на Урале „своеобразной городской цивилизации“ с особой идеологической сущностью, особым стилем художественного оформления». Из цитат видно, что Баньковский ошибочно принял за концепцию «городской цивилизации» то, что Богословский относил к культуре, созданной населением заводов по распоряжениям заводовладельцев. Л. В. Баньковский дал хронологические рамки «Уральской горнозаводской цивилизации» — XVIII—I половина XIX вв..

В последующем развитие концепции «горнозаводской цивилизации» шло на основе трудов Баньковского, при этом ее последователи основоположником теории продолжали считать Богословского (которого они даже не цитировали). Например, философ Р. Ю. Федоров со ссылкой на Баньковского и без ссылки на Богословского писал: «в 1926 году видный российский этнограф и краевед, профессор Пермского университета П. С. Богословский опубликовал статью, в которой им было впервые предложено понятие „уральской горнозаводской цивилизации“… Используя его, автор хотел подчеркнуть, что сформировавшаяся в течение XVIII—XIX столетий на территории Урала масштабная система расселения, состоящая более чем из двухсот городов-заводов, является не просто промышленным экономическим районом, но и самобытным регионом, обладающим уникальными особенностями духовной и материальной культуры, образа жизни населяющих его людей». По этой цитате видно, что Р. Ю. Федоров вряд ли читал статью Богословского (вышедшую в 1927-м, а не в 1926-м году), так как в публикации Богословского подобных утверждений о городах-заводах нет. Почти такая же (в том числе с ошибочным указанием 1926 года, и со ссылкой на Баньковского) информация о роли Богословского как основоположника концепции «горнозаводской цивилизации» содержится в статье доктора философских наук М. Г. Ганопольского (научного руководителя Р. Ю. Федорова): «П. С. Богословский назвал горнозаводской цивилизацией сформировавшуюся в XVIII—XIX вв. на Урале систему производства-расселения, состоящую из двухсот шестидесяти городов-заводов». Далее М. Г. Ганопольский добавляет уже от своего имени: «Вводя это понятие вначале как метафору, автор затем дает ему развернутое контекстное определение. Он показывает, что речь идет не просто об экономическом районе, а о самобытном социально-территориальном комплексе, обладающем уникальными особенностями материальной культуры и духовной жизни. В последнее время понятие горнозаводской цивилизации получило преимущественно публицистическое значение, но это нисколько не снижает его научной эвристичности».

Общероссийскую известность как «основатель» концепции «горнозаводской цивилизации» в 2000-е — начале 2010-х годов Богословский получил благодаря книгам пермского писателя Алексея Иванова, являющего сторонником и популяризатором этой теории. В своей книге «Горнозаводская цивилизация» А Иванов сообщает: «Академическую формулу „горнозаводская цивилизация“ отчеканил молодой профессор Пермского университета, доктор наук, Павел Богословский. Было это в двадцатых годах XX века. Богословский возглавлял кафедру русской литературы, изучал фольклор и этнографию. Он первым сказал, что Урал — уникальный феномен русского мира, а не просто провинция со старыми заводами». Скорее всего сведения о том, что Богословский автор концепции «горнозаводской цивилизации» Алексей Иванов почерпнул у Баньковского, которого знал лично и книги которого читал. В СМИ появилась информация, что Иванов и Леонид Парфенов при работе над фильмом «Хребет России» обращались к работам Баньковского о «горнозаводской цивилизации».

В 2010-е годы теория «горнозаводской цивилизации» попала в пермские культурологические исследования. Н. И. Тюленева в диссертации по культурологии сообщает, что П. С. Богословский «исходя из цивилизационного подхода, предложил использовать в изучении геокультурного пространства Урала понятие „горнозаводская цивилизация“». К этому Н. И. Тюленева добавила: «В начале XXI века идеи П. С. Богословского зазвучали с новой силой в творчестве современного писателя Алексея Иванова». Л. В. Баньковский не попал в список литературы, использованной Н. И. Тюленевой и упоминается в ее диссертации только как один из составителей карты «Уральской горнозаводской цивилизации». Другой пермский кандидат культурологии Г. П. Ивинских отметила, что «концепция горнозаводской цивилизации впервые была выдвинута» П. С. Богословским, затем «представления о горнозаводской цивилизации плодотворно разрабатывались» Л. В. Баньковским и, в 2000-е годы эти представления «были актуализированы, облечены в художественную форму и даже „визуализированы“» писателем Алексеем Ивановым.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ