Ястржембский, Андрей Станиславович: биография
Семья
В 1914 Ястржембский обвенчался с Пелагеей (Полиной) Александровной Смеловой (1889, Москва — 1918, село Красково Московского уезда), служащей Московского почтамта; у них родилась дочь Елена (в замужестве Квитковская) (1916, Москва (?) — 1995, Москва). После кончины жены от осложнившейся воспалением лёгких испанки женился в 1920 вторично — на своей двоюродной сестре по материнской линии Валентине Ивановне Каменевой (1897, Брест-Литовск — 1984, Москва), школьной учительнице, выпускнице Варшавской 1-й женской гимназии и слушательнице Московских высших женских курсов. Во втором браке, продолжительном и счастливом, у Ястржембского родились сыновья Лев (1921, Москва — 2000, Москва) и Владимир (1928, село Малаховка Московской области — 1994, Москва).
Адреса. Место захоронения
Как указывал сам Ястржембский в своей автобиографии (1946) — и что относится ко всему периоду его жизни, — он с рождения постоянно, не считая выездов в отпуск и эвакуацию, проживал, учился и служил в Москве. В 1920 жил на 8-й Сокольничьей улице (частью исчезла, частью переименована в 1-ю Сокольническую), в 1922—33 — на Русаковской улице, затем — в доме сотрудников МИИТа на Бахметевской улице (ныне — улица Образцова); с 1937 — в ведомственном доме ВВИА на Ленинградском шоссе (ныне — Ленинградский проспект, 44).
Похоронен на Введенском кладбище.
Список трудов
- Техническая термодинамика / Научно-технической секцией ГУС’а допущено в качестве пособия для ВТУЗ’ов. — М.: МИИТ, 1926. — 288 с. (2-е изд., перераб. — М., 1931; 3-е изд., испр. — М., 1932; 4-е изд., доп. — М.; Л., 1933; 5-е изд., перераб. и доп. — М.; Л., 1935; 6-е изд., перераб. и доп. — Ч. 1—2. — М., 1947—1949; 7-е изд. — М.; Л., 1953; 8-е изд., перераб. и доп. — М.; Л., 1960).
- К вопросу об испытании двигателей внутреннего сгорания // Труды Московского института инженеров транспорта. — Вып. 7. — М., 1928. — С. 133—150.
- Влияние выхлопной системы на работу двигателей внутреннего сгорания // Труды Московского института инженеров транспорта. — Вып. 9. — М., 1928. — С. 331—342.
- Двигатели внутреннего сгорания / Научно-технической секцией ГУС’а допущено в качестве пособия для ВТУЗ’ов. — М., 1929. — 205 с. (2-е изд. — М., 1931; 3-е изд., перераб. и доп. — М.; Л., 1933; 4-е изд. — М., 1934; 5-е изд., на узбекском языке — Ташкент, 1935).
- Энергоснабжение железнодорожных узлов: Тепловая часть / Под ред. А. С. Ястржембского, В. В. Сильвестрова. — Т. 1. — М., 1940. — 692 с.
- Дифференциальные уравнения термодинамики / ВВИА. — М., 1941 — 47 с.
- Второй закон термодинамики / ВВИА. — М., 1943. — 51 с.
- Термохимия / ВВИА. — М., 1944. — 79 с.
- Первый закон термодинамики // Научно-методический сборник / Краснознамённая ордена Ленина Военно-воздушная инженерная академия им. проф. Н. Е. Жуковского; под ред. проф. генерал-майора ИТС А. С. Ястржембского. — № 2. — М., 1952. — С. 5—28.
- К вопросу об изложении раздела «Диаграмма T—S для газов» // Научно-методический сборник / ВВИА. — № 2. — М., 1952. — С. 55—58.
- К вопросу о постановке и построении общей теории дифференциальных уравнений термодинамики // Научно-методический сборник / ВВИА. — № 3 — М., 1953.
- Замечания к определению политропного процесса и построению его теории // Научно-методический сборник / ВВИА. — № 3. — М., 1953. — С. 69—72.
- К вопросу о постановке некоторых разделов термодинамики // Научно-методический сборник / ВВИА. — № 4. — М., 1954. — С. 43—50.
- Общее значение водяного пара при высоких и сверхвысоких параметрах // Научно-методический сборник / ВВИА. — № 4. — М., 1954. — С. 51—56.
- К вопросу о постановке раздела «теория истечения газа» // Научно-методический сборник / ВВИА. — № 5. — М., 1954. — С. 59—62.
- Техническая термодинамика. — Ч. 1. — Пекин, 1956. — 284 с. (на китайском языке).
- К вопросу о курсовом проектировании // Научно-методический сборник / ВВИА. — № 9. — М., 1956. — С. 3—5.
- О научно-методическом сборнике Рижского высшего инженерно-авиационного военного училища имени К. Е. Ворошилова // Научно-методический сборник / ВВИА. — № 9. — М., 1956. — С. 97—99.
- Основные направления развития учебников по технической термодинамике. — М.; Л.: Госэнергоиздат, 1958. — 216 с.
- Техническая термодинамика — Ч. 1. — М.: ВВИА, 1959. — 267 с.
- Некоторые вопросы, относящиеся к развитию научно-методической работы Академии // Научно-методический сборник: К 40-летию Академии: 1920—1960 / ВВИА; ред. комиссия: пред. А. С. Ястржембский и др. — № 24/25. — М., 1960. — С. 3—15.
- Термодинамика и история её развития. — М.; Л.: «Энергия», 1966. — 668 с.
В личном деле Ястржембского, в списках его научных трудов (1946, 1958) значатся также статьи в «Трудах МИИТ»:
- «К вопросу определения теплоты в продуктах сгорания двигателей внутреннего сгорания» (1927),
- «Определение по индикаторным диаграммам степени сжатия двигателей внутреннего сгорания» (1927),
- «Применение логарифмических координат при исследовании термодинамических процессов, циклов и индикаторных диаграмм» (1928),
- «Исследование термодинамических процессов при переменной теплоёмкости газа» (1928), —
и в «Трудах МЭМИИТ»:
- «Результат испытания теплосиловых станций железнодорожного транспорта» (1932),
- «Результат испытания и обследования двигателя завода „Русский дизель“ марки 2050» (1932),
- «Причины появления трещин в днищах поршней двигателя „Красное Сормово“ 49-С-4» (1932),
- «Причины аварии двигателя „Бронс“ на одной из железнодорожных станций транспорта» (1932; вариант в списке 1958: «…на одной из электростанций железнодорожного транспорта»),
- «Рационализация эксплуатации двигателей внутреннего сгорания на электростанциях железнодорожного транспорта» (1933),
- «Роль двигателя внутреннего сгорания на железнодорожном транспорте» (1933).
По данным тех же источников, Ястржембский был автором разделов «Теплота» и «Двигатели внутреннего сгорания» в «Справочнике по теплотехнике» (1927), а также редактировал том «Теплотехника» «Технического справочника транспорта» (Транспечать НКПС, 1932) — для этого издания им были написаны статьи «Техническая термодинамика» и «Двигатели внутреннего сгорания».