Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бигеев, Муса Яруллович

Бигеев, Муса Яруллович

Философы

25 декабря 1873 - 28 октября 1949

выдающийся татарский философ-богослов, публицист, один из лидеров прогрессивного движения среди мусульман России начала XX века


Муса Яруллович Бигеев (Муса Биги, Муса Джарулла, тат. Муса арулла Бигеев) — выдающийся татарский философ-богослов, публицист, один из лидеров прогрессивного движения (джадидизм) среди мусульман России начала XX века.

Биография

Муса Яруллович Бигеев (Биги — в старинной транскрипции пензенских татар-мишарей) родился 25 декабря 1873 г. в селе Кикино Пензенской губернии. Его отец был назначен ахуном в Ростов-на-Дону, и семья переехала. Сам Бигеев должного внимания дате и месту рождения не уделял, что привело в настоящее время к разночтениям. Имел светское и богословское образование, окончив реальное училище в Ростове-на-Дону, учился в медресе Бахчисарая, Казани, Бухары, в старейшем мусульманском университете «Аль-Азхар» в Каире. В мае 1905 г., вернувшись на родину, женился на дочери чистопольского купца и ишана М.-З. Камалова, основателя медресе «Камалия».

Перебравшись в Петербург, посещал вольнослушателем лекции на юридическом факультете Императорского Петербургского университета, публиковался в газете Абдрашида Ибрагимова «Ульфят» (Согласие), работал над созданием партии «Иттифак аль-Муслимин» (Союз мусульман), идейно близкой партии кадетов. Участвовал в работе первого организационного съезда мусульман, проведенного 15 августа 1905 г. во время крупнейшей в Европе Нижегородской ярмарки. В 1906 г. был активным участником на втором и третьем съездах мусульман, избирался членом Центрального бюро партии. На русском языке опубликовал брошюру «Устав Всероссийского мусульманского союза» с предисловием «Начало нашего движения». В 1914 г. был секретарем четвёртого съезда мусульманской интеллигенции, проходившего в Петербурге. В дальнейшем опубликовал материалы съездов в книге «Основы реформ». Свои труды по богословию Бигеев начал издавать с 1906 г. Вскоре он приобрел широкую известность. В 1908 г. издал книгу «Путешествие по Междуречью» своего покойного старшего брата Мухаммеда-Загира Бигеева (1870, c. Кикино Пензенской губернии — 1902, Ростов-на-Дону), одного из первых татарских писателей, автора светских романах «Тысячи, или Красавица Хадича» (1887) и «Великие грехи» (1890).

В конце 1909 г. началась его непродолжительная педагогическая деятельность в медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Бигеев читал лекции по мусульманскому праву, арабскому языку и литературе. С этого периода свои статьи Бигеев стал подписывать на тюрки: Муса Джарулла. Работал над переводом Корана на татарский язык. В 1912 г. труд был закончен, но его публикации помешала развернувшаяся полемика среди реакционной части мусульманского духовенства и резко отрицательная оценка Оренбургского муфтия, которые считали, что божественное слово Корана не нужно переводить, достаточно пользоваться многочисленными толкованиями. В 1914 г. в журнале «Исторический вестник» публиковали статью Н.Федотова «Мусульманский Лютер» с изложением сути некоторых оригинальных взглядов богослова. В Петербурге был совладельцем издательства «Аманат» купца Мухаммед-Алима Максутова, для типографии которого разработал шрифты.

В дни Февральской революции участвовал в работе Всероссийского мусульманского съезда в Москве в мае 1917 г., был избран членом Всероссийского мусульманского совета. В конце 1917 г. возглавил 1-й магометанский приход, стал имамом соборной мечети Петрограда. Издавал газету «Аль-минбар». Далее пытался сотрудничать с советской властью: в соавторстве с активистами составил устав мусульманской общины, добился открытия для татарских детей школы с преподаванием татарского языка, истории и литературы тюрко-татар.

В 1920 г. на съезде мусульманского духовенства в Уфе Бигеев ознакомил делегатов со своими предложениями по переустройству мусульманского общества «Воззвание к мусульманским нациям», своего рода исламскую конституцию. Основные положения этого выступления легли в его книгу «Азбука ислама», которая была издана в 1923 г. в Берлине. После этой публикации был арестован в Москве, куда он прибыл из Петрограда, направляясь на конференцию в Индию. Этот арест вызвал волну возмущения. Татары Финляндии обратились за помощью к правительству Турции, дружественному Советской России. Ведущие газеты Стамбула и Анкары опубликовали телеграммы с требованием освободить богослова. Бигеев был освобожден с условием проживания в Москве в течение двух лет под надзором властей. В 1924—1926 годах Бигиев преподавал основы ислама в Исторической мечети города Москвы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ