Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шкарин, Александр Николаевич

Шкарин, Александр Николаевич

Медработники

11 апреля 1876 - 15 августа 1920

один из первых педиатров России, доктор медицины, ординарный профессор и начальник кафедры детских болезней Императорской Военно-медицинской академии, заведующий детской клиникой Михайловской больницы баронета Виллие


Александр Николаевич Шкарин, (29 марта (11 апреля) 1876, Санкт-Петербург — 15 августа 1920, Петроград) — один из первых педиатров России, доктор медицины, ординарный профессор и начальник кафедры детских болезней Императорской Военно-медицинской академии, заведующий детской клиникой Михайловской больницы баронета Виллие.

Потомственный почетный гражданин, (личное дворянство с 1901 г.), Статский советник. Председатель Христорождественского Александро-Иосифовского братства, гласный Петербургской Городской Думы.

Биография

Родился в семье архитектора Николая Павловича Шкарина (1845(46) — 1898) и его жены Веры Александровны (ур. Резцовой). В 1895 г. с серебряной медалью окончил Седьмую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, после чего поступил в Императорскую Военно-медицинскую академию.

С первых лет учёбы в Академии А. Н. Шкарин увлекся педиатрией. Будучи студентом, под руководством профессора Н. П. Гундобина, на материале клиники детских болезней Военно-медицинской академии и Санкт-Петербургского воспитательного дома написал работу «О бактериологии гнойного плеврита у детей». На конференции Военно-медицинской академии эта работа была удостоена золотой медали.

Окончив с отличием в 1900 г. Академию, А. Н. Шкарин по конкурсу был зачислен в клинику кафедры детских болезней Академии, где в марте 1902 года защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему: «О белковом составе мозговой коры в зависимости от возраста и некоторых других физиологических условий». Эту работу, в которой впервые были представлены данные о биохимическом составе коры головного мозга, он выполнил под руководством Н. П. Гундобина и будущего начальника Военно-медицинской академии А. Я. Данилевского.

Вскоре после получения степени доктора медицины с ученой целью А. Н. Шкарин был командирован за границу. В Венском университете ему посчастливилось изучать острозаразные заболевания в клинике знаменитого профессора, активного пропагандиста естественного вскармливания Т. Эшериха, а также педиатрию у профессора К. Пирке. Вслед за этим он продолжил изучать детские болезни сначала в Бреславле под руководством профессора Адальберта Черни, затем в Берлине в воспитательном доме у О. Гейбнера. Наконец, в Париже Александр Николаевич изучал физиологию и патологию новорожденных детей в клинике известного акушера Бюдена и одновременно прослушал курс лекций по бактериологии в институте Пастера, знакомился с организацией детских больниц, пунктов «Капля молока», детских консультаций. В 1903 г. в Дрездене А. Н. Шкарин принял участие в работе детской секции 75 съезда германских естествоиспытателей и врачей, а в 1904 г. в Нюрнберге — в работе Первого международного конгресса по школьной гигиене.

Вернувшись в Санкт-Петербург, А. Н. Шкарин после прочтения пробных лекций в октябре 1906 г. был избран приват-доцентом. Вслед за этим, он начал чтение лекций сначала студентам IV курса, а с 1907 г. приступил к чтению приват-доцентского курса по диететике детского возраста и стал вести занятия в амбулатории при детской клинике. После смерти Н. П. Гундобина, будучи самым молодым из пяти претендентов, А. Н. Шкарин 7.11.1908 г. был избран экстраординарным профессором по кафедре детских болезней Военно-медицинской академии. К этому времени он был автором 20 работ, три из которых — «О зобной астме у детей», «Устройство и содержание в деревне летнего приюта-яслей», «Краткий очерк деятельности городских больниц города Берлина по отчетам за 1904—1905 гг.» и склонили чашу весов в его пользу.

Свою первую лекцию в качестве начальника кафедры А. Н. Шкарин прочел студентам Академии 23.11.1908 г. В ней он подчеркнул необходимость глубокого знакомства с анатомо-физиологическими и «физиолого-химическими» особенностями детского возраста, важность изучения патогенеза расстройств питания у детей в грудном возрасте, аномалий конституции, детских инфекционных заболеваний, исследование обмена веществ.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ