Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шамаш-шум-укин

Шамаш-шум-укин

Монархи

648 годах до н


Шамаш-шум-укин (букв. «Шамаш упрочил потомство») — царь Вавилонии, правил приблизительно в 668 — 648 годах до н. э.

Шамаш-шум-укин был сыном Асархаддона от уроженки Вавилона.

Шамаш-шум-укин назначается царём Вавилона

Ещё при жизни Асархаддон назначил Ашшурбанапала наследником ассирийского престола, а Шамаш-шум-укина поставил царём Вавилона. Ашшурбанапал нигде не подчеркивает, что он является старшим. Если бы это было так, то он не преминул бы на это опереться, ибо существующее ассирийское законодательство обосновывало преимущественные права на наследство именно старшего из сыновей. Шамаш-шум-укин нигде не воздаёт брату за его старшинство, но употребляет термин «аху талиму», что значит «брат близнец» или «брат равный». Точно такой же термин употребляет и Ашшурбанапал в своих надписях. Скорее всего, они не имели друг перед другом возрастных преимуществ, и вопрос престолонаследника решался отчасти влиянием их матерей на отца, а главным образом проассирийской и провавилонской партиями.

После смерти Асархаддона бабка Ашшурбанапала Закуту решительно взялась за приведение населения к присяге молодому царю. Особое внимание было обращено на приведение к присяге Шамаш-шум-укина, которого предполагали сделать не царём Вавилона, а лишь подданным ассирийского царя. В Вавилоне прокатилась волна протестов, но вавилонян силой заставили присягнуть царю Ассирии. Но все же Ашшурбанапалу пришлось отступить перед оппозицией. Всю зиму и весну 668 года до н. э. Ашшурбанапал колебался, он запрашивал оракула бога Шамаша: «должен ли Шамаш-шум-укин взять руку великого господина бога Мардука, в городе?», «следует ли вернуть бога Мардука из Ашшура в Вавилон?»; в обоих случаях оракул дал утвердительный ответ. В месяце айару (апрель — май) Ашшурбанапал решил, наконец, выполнить отцовскую волю, и назначил Шамаш-шум-укина царём Вавилона, в связи с чем 16 айару в Вавилон была возвращена статуя бога Мардука и других вавилонских богов, находившиеся в Ассирии с 689 года до н. э. 13 мая (по другим источникам 12 июня) Шамаш-шум-укин торжественно короновался в храме Мардука царём Вавилона.

Шамаш-шум-укин стремится поднять свой авторитет в глазах вавилонян

Шамаш-шум-укин получил в управление лишь Северную Вавилонию, а на юге Ашшурбанапал сохранил для равновесия самостоятельные халдейские княжества и Приморскую страну. Хотя южные города Урук, Ур, Эреду и другие входили формально в царство Шамаш-шум-укина, но на самом деле Ашшурбанапал держал там свои воинские силы и, по-видимому, полностью распоряжался в них.

Вступив на трон, Шамаш-шум-укин стремился создать себе авторитет в глазах вавилонского жречества и граждан. Он обновил вавилонские храмы, построил святилище Набу, восстановил крепостную стену в Сиппаре. Был восстановлен на правах государственного — шумерский язык. Одновременно Шамаш-шум-укин укреплял свою власть, истребляя мятежные элементы. Вавилонская хроника кратко повествует о поимке и убийстве в первый год его правления некого вавилонянина Бел-этира (букв. «Владыка спас»).

Мирное сосуществование Шамаш-шум-укина с Ашшурбанапалом

В первое время отношения между Ассирией и Вавилонией носили мирный характер. Ашшурбанапал, вероятно, помог Шамаш-шум-укину в формировании войска. Он восстанавливал храмы на территории Вавилонии (Эсагила в Вавилоне, Эбарра в Сиппаре и др.), приносил жертвы вавилонским богам Шамашу, Мардуку, Иштар-Инанне. Шамаш-шум-укин, со своей стороны, в надписях не уставал восхвалять своего брата. На стенах в вавилонских храмах оба брата изображались несущими на головах корзины со строительным материалом, восхвалялась их строительная деятельность.

В одном письме Шамаш-шум-укин уверяет Ашшурбанапала, что раскрыл преступление некого Син-балатсу-икби, которое угрожало жизни их обоих. Причём из текста явствует, что преступник был каким-то близким к Ашшурбанапалу лицом, а находился в Вавилоне.

Вторжение эламитов

Царь Элама Уртаки, которого беспокоило усиление Ассирии и, кроме того, который не желал отказываться от своих давних притязаний относительно Вавилонии, нарушил мир. В 665 году до н. э. в союзе с правителем Гамбулу (одного из самых могущественных арамейских княжеств в Вавилонии) Бел-икишем и ассирийским наместником в Приморье Набу-шум-эрешем (букв. «Набу потомство пожелал»), Уртаки неожиданно ворвался в южные окраины Вавилонии и даже подошёл к самому Вавилону, где стал лагерем. Положение осложнялось тем, что ассирийская армия в это время находилась на западных границах империи.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ