Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Чижов, Фёдор Васильевич: биография

Железнодорожное строительство

В 1858 году Чижов знакомится с А. И. Дельвигом. Совместно с ним и братьями Шиповыми (костромскими дворянами) он учреждает Общество Московско-Троицкой железной дороги, в которое привлекаются откупщики Н. Г. Рюмин и И. Ф. Мамонтов. Предполагается построить первую частную дорогу силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов без участия иностранного капитала.

Первоначально решено построить дорогу до Сергиева Посада длиной 66 вёрст. Для обоснования выгодности сооружения дороги Чижов организует группы студентов Московского технического училища для круглосуточного подсчёта всех прохожих и проезжающих по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву лавру и обратно. По итогам подсчётов публикуется статья в «Вестнике промышленности» и направляется записка в Санкт-Петербург. В июле 1858 года получено Высочайшее соизволение на производство изыскательских работ. По инициативе Чижова принята за правило регулярная публикация отчётов правления Общества в газете «Акционер».

Движение поездов по Московско-Троицкой железной дороге было открыто 18 августа 1862 года. По свидетельству современников, дорога вышла образцовой и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления.

В 1870 году открывается дорога от Сергиева Посада до Ярославля, а в 1872 году — узкоколейная дорога до Вологды.

В 1869 году московские капиталисты образовывают товарищество для покупки Московско-Курской железной дороги, председателем которого избирают Чижова. Он же становится председателем правления дороги после её покупки.

Участие в финансовых предприятиях

Пайщик, председатель правления созданного в 1866 году Московского купеческого банка. Среди пайщиков банка большинство составляли текстильные фабриканты центральных губерний. В 1869 году под руководством Чижова было открыто Московское купеческое общество взаимного кредита.

Оживление Севера

Одним из предприятий, созданных по инициативе и участии Ф. В. Чижова в середине 1870-х годов, стало Архангельско-Мурманское срочное пароходство по Белому морю и Северному Ледовитому океану. Через развитие флота Чижов собирался начать хозяйственное освоение северных окраин Европейской России, развить рыбные и звериные промыслы среди поморов, наладить добычу гуано, открыть склад предметов, необходимых для промыслов и хозяйства поморов, основать Северный банк в Коле. Однако предприятие наладилось уже после смерти Чижова.

Экономические взгляды

По мнению Чижова, русский народ формировался медленно и самобытно, в отличие от народов Западной Европы. При этом в природе нет скачков, поэтому залог процветания России — постепенное развитие.

Чижов придерживался протекционистских взглядов: «Все, защищая свободу торговли, ссылаются на Англию, но промышленность в Англии расцвела при покровительственной системе». Вероятно, эти взгляды отчасти были сформированы благодаря участию Чижова в железнодорожном строительстве.

Когда один народ сравнительно с другим беднее капиталами, механическими средствами, хорошими опытными рабочими, окружён множеством неблагоприятных, но устранимых условий, то ему можно легко помочь покровительством народному труду. Так везде делалось, делается везде и теперь, и нигде ещё в Европе этого не отвергают. Единственный вопрос, который может здесь возникнуть, — это вопрос о размерах покровительства.

Чижов считает, что зарубежные капиталисты и специалисты наносят вред отечественной промышленности. Так, он отзывается об опыте железнодорожного строительства Главным обществом российских железных дорог:

Французы просто грабили Россию, строили скверно вследствие незнания ни климата, ни почвы и того невыносимого презрения, которое они питали к русским инженерам.

По мнению Чижова, «хорошие специалисты найдут себе и дома довольно дела». В одной из передовых статей газеты «Акционер» прямо говорится:

Мы нуждаемся в действительных капиталах и дельных промышленниках, а не в заезжих проходимцах, действующих с заднего крыльца, добывающих себе, пользуясь случаем и невежеством, монополии и вместо внесения капиталов, поглощающих наши собственные средства.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ