Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Цунц, Иом Тоб Липман: биография

Новый период научной деятельности

Новый период научной деятельности совпадает у Ц. с крушением надежд на всеспасительность реформы вообще и эмансипации в частности. Ц. порывает сношения с реформистами и работает для чистой науки, считая, что будущее принадлежит последней. Если в первом периоде научные работы Ц. направлены к всестороннему исследованию умственной деятельности еврейства, то во втором периоде деятельность Ц. посвящена внутренним переживаниям средневекового еврейства, его надеждам и вожделениям, чувствованиям и настроениям, тревогам и волнениям. Ц. охватывает волна романтизма и заставляет его перенестись всецело в духовную жизнь мрачного средневековья; замыкаясь все более и более в беспросветную жизнь евр. средневековья, Цунц открывает в ней отрадные страницы и считает своим национальным долгом всесторонне исследовать эту жизнь, дабы еврейство сознало себя и в этом сознании одержало верх над всеми препятствиями, не дающими ему нормально развиваться. Плодом этой деятельности являются многие труды, посвященные исследованию религиозной поэзии у евреев, в которой, по мнению Ц., наиболее ярко отразились внутренние переживания и чаяния средневекового еврейства. Исходя из своего основного воззрения на еврейскую историографию, что фокусами еврейской истории, концентрирующими все явления и судьбы еврейства, являются «идеи и бедствия», Ц. считает пиюты отзвуками первых, кинот — отзвуками вторых, а селихот — сочетанием обоих. Происхождение религиозной поэзии, мотивы и сюжеты её, формы и метрика, виды религиозной поэзии, связь её с молитвами, события, послужившие поводом к составлению отдельных религиозных поэм, внутренняя композиция этих поэм, развитие религиозной поэзии, распространение и разветвление её по отдельным ритуалам и странам — все это привлекает внимание Цунца. Главными трудами его за этот период являются: «Die Synagogale Poesie des Mittelalters» (1855); «Die Ritus d. sinagogalen Gottesdienstes geschichtlich entwickelt» (1859); «Literaturgeschichte der synagogalen Poesie» (1865) и «Nachtrag zur Literaturgeschichte der synagogalen Poesie» (1867). В них Ц. рассматривает колоссальную литургическую литературу (содержащую свыше 5000 литургических поэм) с вышеуказанных точек зрения. Прилагаемые переводы 366 поэм отличаются крупными литературными достоинствами, хотя не всегда точностью: самые безвкусные произведения калира превращаются под пером Ц. в мастерски отделанные создания. Главное внимание Ц. обращает на литургическую поэзию немецких и французских евреев, отличающуюся, по его мнению, необыкновенной силой, простотой и непосредственной правдой, сефардская же литургическая поэзия восходит к классической эпохе, когда евреи не терпели никаких гонений, почему произведения её отличаются рассудочностью и не могут считаться за отражение народной жизни и народных переживаний. Работы Ц. основаны главным образом на рукописных источниках, и, несмотря на изыскания последующих ученых в области литургии и опубликования с этого времени многочисленных памятников литургической поэзии, до сих пор нельзя установить источни многих этих произведений. Из других работ Ц. заслуживают, кроме того, особенного внимания нижеследующие произведения: «Die Eidesleistung der Juden» (1859); введение к изданному Ц. сочинению Крохмаля (Львов, 1851); «Die hebrischen Handschriften in Italien» (1864); «Israel’s gottesdienstliche Poesie» (1870; имеется русс. перевод); «Die Monatstage» (1872); «Die Censur hebrischer Werke» (HB., I); «Die Baraita Samuels» (HB., V) и мн. др. Влияние трудов Ц. на всех последующих исследователей в различных областях евр. науки необычайно велико, и данное ему прозвание Нибура евр. науки является вполне заслуженным. Единственным недостатком, присущим всем трудам Ц. является то, что он не всегда указывает рукописные источники своих работ.

Общественная деятельность

В общественной деятельности Ц. мы наблюдаем два периода. В первом периоде он находится под влиянием реформистского кружка Якобсона и Генриетты Герц. Он придает огромное значение реформе евр. религиозного быта, которая, однако, по мнению Ц., должна быть проведена с большой осторожностью, в согласии с основными началами иудаизма (эта идея, как мы видели выше, дала Ц. толчок к созиданию евр. науки). Он горячо в своих проповедях и публичных речах ратует за введение в ритуале и в частной евр. жизни внешних обычаев окружающих народов и лоска современной культуры, если только они не противоречат духу иудаизма. Он так увлекается идеей реформы, что считает своей миссией стать проповедником и трибуном реформы религиозного быта.

Позже, под влиянием нравственного распада реформистских кругов и повального бегства членов последних, даже ближайших его товарищей, от еврейства, с одной стороны, и в результате углубления в прошлые судьбы еврейства — с другой, Ц. отказывается от идеи реформирования евр. религиозного быта. По мнению Ц., евр. народ, живший своеобразной жизнью в продолжение тысячелетий, не должен отказаться от своих традиций и своего быта ради приобретения внешних благ довольно сомнительного свойства. Еврейство имеет такое же право на существование, как всякая национальная культура. Начиная с этого времени, исходной точкой в общественной деятельности Ц. служит тот принцип, что народное самосознание, сознание Израилем своего прошлого является единственным средством спасения еврейского народа от вырождения. Слова: «внешнее евр. гетто разрушится лишь после падения духовного гетто и возвышения уровня духовной евр. культуры» — становятся лозунгом для дальнейшей его жизни. Ц. считает научное самосознание единственным средством удержать новое еврейство от измены славному прошлому своей нации.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ