Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Цунц, Иом Тоб Липман

Цунц, Иом Тоб Липман

Наука - Другое

10 августа 1794 - 17 марта 1886

знаменитый еврейский учёный и деятель XIX века, основатель новейшей «еврейской науки» ; родился в Детмольде в 1794 г


Иом Тоб Липман (Леопольд) Цунц (идиш ) — знаменитый еврейский учёный и деятель XIX века, основатель новейшей «еврейской науки» (так называемой «Wissenschaft des Judentums», ); родился в Детмольде в 1794 г., ум. в Берлине в 1866 г.

Биография

Отец его, Менахем (Мендль) Иммануил Ц. (ум. в 1803 г.), считался выдающимся талмудистом. Детство Ц. провел в крайней нужде, а после смерти отца, когда Ц. было всего 8 лет, семья очутилась в самом безвыходном положении. Мать Ц. была поэтому вынуждена через год после этого определить его в новооснованную к тому времени в Вольфенбюттеле банкиром Герцом Самсоном талмуд-тору для бедных детей.

В этой талмуд-торе Ц. пробыл четыре года, в продолжение которых он с необыкновенным прилежанием изучал Библию, Мишну и Талмуд. Среди его товарищей в талмуд-торе находился Маркус Йост. За недостатком средств Ц. и Иост были вынуждены жить в синагоге, где при тусклом свете огарков так назыв. «свечей поминовения» и свечей «иарцейта» изучали Библию и Талмуд. В 1807 г. талмуд-тора была преобразована в образцовую школу, во главе которой стал просвещенный педагог С. М. Эренберг. Ц. продолжал некоторое время учиться под его руководством. В 1809 г. Ц. поступил в вольфенбюттельскую гимназию, которую он окончил в 1815 г. (Ц. был одним из первых евреев, получивших гимназическое образование в Германии). Во время пребывания Ц. в гимназии он продолжал усиленно заниматься еврейской литературой.

В конце 1815 г. Ц. уехал в Берлин и поступил в университет, где слушал лекции по философии у известного Шлейермахера, по библейской критике и экзегезе у Де Ветте, по праву у Савиньи. В Берлине он нашел покровительство у старшины общины Реубена-Самуила Гомперца и сразу попал в кружок лиц, пропведовавших неустанно необходимость реформы еврейского религиозного быта, внутренне лишь тяготившихся своей принадлежностью к еврейству. Цунц жил в доме Генриетты Герц, в качестве домашнего учителя. В 1817 году был назначен проповедником в храме Израиля Якобзона. В 1818 г. Ц. оставляет свою должность в доме Генриетты Герц и всецело предается изучению еврейской литературы по рукописным источникам. Ц. вместе с Эдуардом Ганзом и другими основывает общество «Jung-Israel», переименованное затем в «Verein fr Cultur u. Wissenschaft d. Judentums» (см.), девизом которого было «гармоническое сочетание евр. традиции с современной культурой». Средства к жизни Ц. добывал частными уроками и работой в «Haude und Spener’sche Zeitung», членом редакции которой он состоял. В том же году он задумал издавать орган вышеупомянутого ферейна «Zeitschrift fr die Wissenschaft d. Judentums» (вышел лишь один том). В 1826 г. Ц. занял пост заведующего общинной школой в Берлине, но в 1830 г. по настоянию местных ортодоксов Ц. был устранен от этой должности. В 1835 г. был приглашен на пост проповедника в Праге, в 1837 г. — директором еврейской учительской семинарии в Берлине. В 1864 г. в 70-летнюю годовщину рождения Ц. в честь его было основано Нейманом и Блейхредером «Zunz’sche Stiftung». В 1871 г. Ц. был удостоен степени доктора honoris causa Галлеского университета. В 1875—1876 гг. было издано собрание сочинений Ц. в трех частях («Gesam. Schriften»), в которое не вошли наиболее крупные сочинения Ц. В 1887 г. в честь Ц. был издан М. Штейншнейдером сборник статей «Zunz Jubelschrift». В личной жизни Ц. представлял образец высокого благородства и необычайной скромности, преданности евр. традиции и идеалам еврейства.

Научная деятельность. I период

В этом периоде научное творчество Ц. не было свободно от апологетики реформы в евр. религиозном быту. Введенная им впервые научная критика, дотоле неведомая евр. ученым (после Азарии деи Росси), служит в руках Ц. орудием для защиты умеренной реформы. Ввиду той роли, которую (именно в этот период) сыграла деятельность Ц. в духовном развитии германского еврейства, этот период представляет большой интерес. Ц. очень рано обнаружил склонность к науке. Знакомство с сочинением Вольфа «Bibliotheka Hebraea» дало Ц. первый импульс к мысли создании еврейской науки. Изучение критико-историографического произведения Азарии деи Росси «Meor Enajim» вызвало желание применить методы научной критики в области еврейской истории и литературы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ