Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Хоружий, Сергей Сергеевич

Хоружий, Сергей Сергеевич

Физики

День рождения 05 октября 1941

советский и российский физик, философ, богослов, переводчик, известен переводом на русский язык произведений Джеймса Джойса, в том числе знаменитого романа «Улисс», а также философскими и богословскими исследованиями мистико-аскетической практики исихазма


Сергей Сергеевич Хоружий (5 октября 1941, Скопин, Рязанская область) — советский и российский физик, философ, богослов, переводчик, известен переводом на русский язык произведений Джеймса Джойса, в том числе знаменитого романа «Улисс», а также философскими и богословскими исследованиями мистико-аскетической практики исихазма.

Биография

Родился в г. Скопине. Родители — С. Г. Корнилов, полярный лётчик, затем военный и партийный работник, погиб в 1941 году. В. З. Хоружая, деятель Компартий Западной Белоруссии, Польши и СССР, одна из руководителей партизанского подполья в Витебске, Герой Советского Союза, погибла в 1942 году. Воспитывался родственниками матери.

В 1958 году, после окончания средней школы в Москве, поступил на физический факультет МГУ. В 1964 году окончил его на кафедре квантовой теории и статистической физики, руководимой академиком Н. Н. Боголюбовым. В 1967 году окончил аспирантуру Математического института им. В. А. Стеклова (МИАН) под руководством М. К. Поливанова. Тема кандидатской диссертации — «Проблемы аксиоматической теории рассеяния». Сотрудник МИАН (с 1967 года). Доктор физико-математических наук (1976). Тема докторской диссертации — «Алгебраическая квантовая теория поля с правилами суперотбора».

С 1993 года — академик РАЕН. Профессор философии Института философии РАН. Профессор кафедры сравнительных исследований религиозных традиций при ЮНЕСКО. Основатель и директор Института Синергийной Антропологии (2005).

Член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви.

Член редакционной коллегии научно-богословского альманаха «Богословские труды».

Редактор изданий трудов П. Флоренского, С. Булгакова, Л. Карсавина; председатель Комиссии по распространению философского наследия П. Флоренского, Л. Карсавина, А. Лосева; член редколлегии журнала «Богословские труды» (теоретические работы).

Известен как переводчик и комментатор многих произведений ирландского писателя Джеймса Джойса. Совместно с В. А. Хинкисом перевёл 1000-страничный роман «Улисс». Кроме «Улисса» перевёл «Эпифании», повесть «Герой Стивен», первый роман Джойса «Портрет художника в юности» и сборник новелл «Дублинцы».

Научная деятельность

Математическая физика

  • Впервые систематически изложил алгебраическую аксиоматику релятивистской квантовой теории.
  • В области калибровочных моделей теории элементарных частиц развил строгую формулировку БРСТ-метода квантования систем со связями.

Философия и теология

Хоружий является автором философско-религиозного направления — Синергийная антропология. Основной областью интересов является аскетическое учение восточной церкви: исихазм и умное делание, которое причудливо соединяется с идеями экзистенциализма. Критикуется метафизический и эссенциальный взгляд на человека. Взамен предлагается "энергийная" модель ("человек как совокупность энергий"), основанная на динамизме и открытости. Сама благодать воспринимается как энергия, но не человеческая, а божественная. Человеческое существование истолковывается как синергия, т.е. совмещение природного и сверхприродного. Целью этого существования является теозис как "онтологическая трансформация" и преодоление "антропологической границы". Оптимальной "антропологической стратегией" (стилем жизни) признается аскеза, основанная на "духовных практиках" и "лествице восхождения". Особое место в философии Хоружего занимает тема виртуальной реальности, которая воспринимается как образ реальности, выдаваемый за саму реальность, но при этом обладающую "недовоплощенным состоянием", аналогичным алкогольному или наркотическому трансу и галлюцинациям.

Отзывы

Положительные

Критические

Редколлегия альманаха «Философия религии» (2011) в лице заведующего сектора философии религии ИФ РАН В. К. Шохина, директора Института философии РАН А. А. Гусейнова, декана философского факультета МГУ B. В. Миронова и других философов отметила, что включила в альманах почти все материалы международной конференции «Фило­софская теология и христианская традиция» кроме доклада А. И. Кырлежева (по организационным причинам) и доклада С. С. Хоружего. В случае Хоружего редколлегия указала, что его «известные фантазии (в духе „православного постмодернизма“) на тему „исихазм — феноменология“, в которых сближается, с прагматическими целями, несопоставимое, несомненно представят интерес (как объект изучения) для будущего исследователя „православного постмодернизма“, но мало вписывались в предметный формат конференции».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ