Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Хайду (Угэдэид): биография

Царевичи решили жить в горах и степях, не подходить к городам, не выпускать своих стад на пашни, не брать с жителей ничего, кроме законных податей. Управление оседлым населением было возложено на Мас‘уд-бека, сына Махмуда Ялавача. Каждый из царевичей должен был довольствоваться теми тысячами и мастерскими в Бухаре и Самарканде, которые были отведены ему. Царевичи назвали друг друга андами (побратимами), обменялись одеждой и, по тюрко-монгольскому обычаю, «пили клятву», то есть обменялись друг с другом кубками и этим поклялись в неизменной верности. Источники не упоминают о провозглашении Хайду главой рода, о совершении над ним обряда вознесения на белом войлоке, то есть избрании ханом. Тем не менее, очевидно, что главенство в политической организации, установленной курултаем, принадлежало Хайду. Чтобы не допустить Борака к Бухаре, Хайду поставил отряд между городом и лагерем чагатайского царевича. Впоследствии Хайду обвинял Борака в том, что он не платил ему обещанной дани и даже бил его сборщиков; следовательно, Хайду считал себя вправе собирать подати во владениях всех участников курултая. Ещё твёрже стала его власть, когда после смерти Борака (1271) войско последнего присягнуло непосредственно ему; когда он в пограничных областях с владениями всех трех враждебных династий — Джучидов, Хулагидов и империи Юань мог поставить начальниками своих сыновей.

Потомки

По сведениям информаторов Рашид ад-Дина, у Хайду было 24 сына, из которых известны имена девятерых: Чапар, Янричар, Урус, Кудаур, Сурка-Бука, Ли-Бакши, Курил, Ику-Бука, Урук-Тимур. Старший сын Чапар наследовал своему отцу; власть у него оспаривал Урус. Есть сведения о двух дочерях Хайду: Хутулун-Чаха и Хорточин-Чаха.

О выдающихся качествах старшей дочери Хутулун независимо друг от друга сообщают Рашид ад-Дин и Марко Поло. Хутулун «вела себя на мужской лад», принимала участие в походах, после смерти отца сама хотела вершить дела государства. В напоминающем фольклорный рассказе Марко Поло Хутулун, не желая выходить замуж, устраивает каждому жениху состязание по борьбе; никто не может одолеть её.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ