Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Аль-Хаджжадж ибн Юсуф: биография

Арестом одного ал-Муффадала, однако, ал-Хаджжадж не ограничился - к началу 705 г. н.э. со своих постов были смещены все дети ал-Муталлаба. Хабиб был изгнан с поста наместника Кирмана, а Абдалмалик - с поста начальника полиции. С детей ал-Муталлиба стали требовать долги времён правления Хорасаном - так, со старшего, Йазида, затребовали 6 или 7 миллионов дихремов. Когда тот не смог выплатить долг и отказался от него, его стали пытать - и пытали так, что крики истязаемого разносились по всему дворцу. Слыша их, начала кричать и сестра пытуемого, Хинд, которую ал-Хаджжадж взял в жёны - а за излишне громкие крики развёлся. После безуспешных пыток ал-Хаджжадж снизил требуемые выплаты до 3 миллионов, но Йазид отказался и от них, что что был брошен в тюрьму ещё на 4 года.

В это же время, 711-712 г. н.э., на западе войска Халифата достигли Окружного моря (Атлантического океана) и начали вторжение в Испанию. Ал-Хаджжадж запросил у халифа разрешения начать завоевательный поход на восток, так же до Окружного моря - в ответ на что получил разрешение со словами "ты амир всего, что завоюешь". Из этого заверения родилась впоследствии легенда о том, что ал-Валид пообещал ал-Хаджжаджу и Кутайбе отдать титул амира Китая тому из них, кто первым его завоюет. Экспансия на восток за период 711-714 г. н.э. под руководством ал-Хаджжаджа и Кутайбы увеличила площадь Халифата минимум на 600 000 км. кв., а число налогоплательщиков - минимум на миллион. Сам ал-Хаджжадж скончался от какой-то болезни в самый разгар этой кампании - 7 июня 714 г. н.э.; будучи принципиален до конца, он не назначил своего сына своим прямым наследником, а разделил власть между наместниками. С его смертью завершилась целая эпоха в восточной половине Халифата - а, возможно, и всего Халифата в целом. Не было и не появлялось более преданного слуги умайадских халифов, чем он.

Оценка правления

Современники отмечали жестокость а-Хаджаджа, о чём упоминалось выше, однако не имеется свидетельств о том, была ли эта жестокость чрезмерна, оправдана или же недостаточна.

Ранние историки - например, Халифа ибн Хайат и ал-Йакуби - воздерживалсиь от оценки правления ал-Хаджжаджа, ограничиваясь указанием даты, места и причины смерти. Так же скупы были ат-Табари и ал-Куфи не упоминавшие ни заслуг, ни недостатков ал-Хаджжаджа. Лишь ал-Ма'суди говорит о страшном итоге правления ал-Хаджаджа: будто бы по еги приказам было казнено на общий счёт 120 тыс. человек, не считая убитых в войнах; в тюрьмах же на момент смерти ал-Хаджаджа будто бы находилось 50 тыс. мужчин и 30 тыс. женщин (из них 16 тыс - мужраррада, т.е. "неприкрытых"), причём заключённых обоего пола содержались в камерах совместно, а сами камеры не были даже оборудованы для защиты от дождей.

Поздние версии, основанные на трудах ал-Ма'сули, развивают их ещё больше. Однако уже сами данные л-Ма'суди вызывают множество вопросов. Известно, что гражданская власть в Ираке отошла после смерти ал-Хаджжаджа его же начальнику полиции - зачем ему было проводить пересчёт заключённых? Зачем самому ал-Хаджжаджу было арестовывать такое количество женщин, а тем более содержать их вместе с мужчинами? Ответ на эти вопросы преподносит сам ал-Ма'суди, рассказывая о рождении ал-Хаджжаджа: тот будто бы родился без ягодиц и заднего прохода, не прикладывался к груди матери и других женщин. Спас его будто бы лекарь, посоветовавший поить младенца тёплой кровью только что убитых животных. Три дня для него резали то козу, то овцу - и лишь после этого ал-Хаджжадж принял материнскую грудь. Понятно, какой злодей должен был вырасти из подобного младенца; эту историю, не требующую никакой критики, стоит привести, чтобы оценивать адекватность всех сведений ал-Му'сули. Сложнее установить точное число жертв репрессий, проводимых ал-Хаджжаджем - известно, что они были, вопрос в том, во сколько раз преувеличены цифры.

Из достоверно имевших место казней наиболее массовая привела к гибели 4 тыс. мятежников после битвы на Дуджайле - но большинство из них было неарабского происхождения. Представляется, что ал-Хаджжадж устраивал покащательные казни среди инородцев только с целью тобить у них желание заниматься политикой - по представлению арабов, сугубо внутриарабским делом. С арабами ал-Хаджжадж обращался куда как милосерднее: конфискация имущества, пусть и массовая, совершенно несопоставима с массовыми казнаями. Рядовых участников восстаний ал-Хаджжадж миловал чаще, чем казнил; безоговорочно смерти предавались только представители местной аристократии, шедшие против верховной власти халифа. Наиболее дестоверной кажется та версия, что ал-Хаджжадж не был жесток патологически, а казнил ради воплощения высшей идеи "не государство для людей, но люди для государства (в лице халифа)". Наиболее чётко эта идея сформулирована в ответе самого ал-Хаджжаджа на язвительный вопрос Халида б. Йазида б. Му'авиии: "Доколе ты, Абу Мухаммад, будешь убивать иракцев?" - "Пока они будут говорить о твоём отце, что он пил вино".

Той же цели служила и его фискальная политика: даже добывая долги пытками, ал-Хаджжадж ничего не забирал себя, отправляя все собранные деньги халифу. То, что ибн Хурдатбех называл политику ал-Хаджжаджа с ежегодными сборами в 18 млн. дихремов провальной, говорит строго об обратном. Вопрос в том, как трактовали эти цифры поздние историки. Требуя полполнения казны, ал-Хаджжадж прощал мелкие прегрешения чиновникам всех уровней - но преступлений против государства не прощал. Среди всех современников именно ал-Хаджжадж был наиболее ярым ревнителем интересов халифа и Халифата.

Показательно, что смерть ал-Хаджжаджа не вызвала не только волнений в Иране, но даже никто не откликнулся на неё обычным для эпохи памфлетом или сатирическим стишком. Официально он была объявлена большим горем, и практика не слишком-то разошлась с официальной версией.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ