Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Феоклит (Полиидис): биография

В ответ Пётр I, ещё будучи в Голландии, заказал портрет с надписью «Пётр Первый, русско-греческий император». В 1711 году Пётр распространял в греческих землях листовку с обращением: «Я призываю вас в свою армию…». Отражая пророссийскую ориентацию греков, в 1750 году было издано «Видение Агафангела», якобы написанное в 1279 году. Это было пророчество того, что уже состоялось, но также оно предсказывало, что в будущем греки будут освобождены «светловолосым племенем» ( ). Пророчество нашло благодатную почву.

Это ожидание нашло отражение в народной песне:

Первая Архипелагская экспедиция русского флота и Пелопоннесское восстание опирались на эти взаимные ожидания. Греческие историки считают, что Пелопоннесское восстание было отвлекающими военными действиями в русско-турецкой войне, оплаченными греческой кровью, подчёркивают, что у восстания не было предпосылок для успеха, что русско-греческие силы были малыми, без плана и организации, но при этом считают восстание рубежом для последующих событий, вплоть до Греческой революции 1821 года.

Английский историк Дуглас Дакин пишет, что до французской революции и наполеоновских войн надежды греков на помощь в освобождении были обращены к единоверной России. Это способствовало деятельности российских агентов влияния, которые вели пропаганду среди греков о возрождении Византийской империи. Но силы русских, против ожиданий греков, были незначительны, а силы греческих повстанцев не соответствовали обещаниям русским. Последние недели восстания Дакин описывает так: «Хотя русские сделали Наварин своей базой, тысячи греческих беженцев, прибывших сюда, чтобы избежать резни, нашли ворота его крепостей закрытыми».

Последующие события греческий историк А. Вакалопулос описывает следующим образом: «неудачи повстанцев и их постоянные трения с русскими вынудили последних сесть на корабли и оставить греков на произвол их разъярённых врагов».

Русско-турецкая война 1768—1774 годов завершилась подписанием договора 10/21 июля 1774 года (Кючук-Кайнарджийский мирный договор), который Вакалопулос называет «подвигом российской дипломатии», поскольку он давал ей право вмешиваться во внутренние дела Османской империи.

Печальный результат «национальной перипетии» 1770 года и её трагические результаты потрясли души греков, поколебали их ориентацию на Россию и разочаровали многих. Одним из них был Косма Этолийский, который стал ориентировать греческую нацию на новые идеалы, сделав предпосылкой освобождения поднятие духовного уровня народа.

В последующей русско-турецкой войне отвлекающие военные действия в Архипелаге взял на себя Ламброс Кацонис с его греческими моряками и клефтами. 9 января 1792 года Россия подписала Ясский мирный договор. Возмущённый тем, что в очередной раз, решив свои задачи, Россия бросила греков, Кацонис продолжил войну сам. Таким образом, Пелопоннесское восстание 1770 года и военные действия греков в Архипелаге 1789—1793 г.г. лишили греков иллюзий о иностранной помощи, предопределили их ориентацию на свои силы, результатом чего стала Греческая революция 1821 года.

Но «до последнего десятилетия XVIII века влияние и популярность России в Греции были безраздельными». В силу этого революционная организация Филики Этерия, готовившая нацию к освобождению своими силами, продолжала использовать утвердившиеся в народе ожидания Пророчества. Лидеры организации именовали своё руководство «Невидимым началом», оставляя непосвящённых предполагать, что если это не российский император Александр I, то его министр, грек Иоанн Каподистрия. Эта иллюзия усилилась, когда во главе организации встал адъютант императора Александр Ипсиланти. Иллюзии вскоре рассеялись, и Греция в одиночку лет вела кровавую Освободительную войну. Греческая нация обязана своей свободой прежде всего десяткам тысяч своих героев и мучеников.

Однако русско-турецкая война (1828—1829) в определённой мере подтвердила и «Видение» Агафангела, то есть Феоклита, о роли «светловолосого племени». Любопытным образом это находит отражение у классиков марксизма. Фридрих Энгельс, отвечая на вопрос о том, кто решил исход борьбы восставших греков, подчёркивает: «Не янинский паша Али со всеми его заговорами и мятежами, не битва при Наварине, не французская армия в Морее, не лондонские конференции и протоколы, а русская армия Дибича, перешедшая Балканы и вступившая в долину Марицы».

Труды

  • Агафангел (греч. )(1750)
  • Sacra Tuba Fidei Apostolicae, Sanctae, Oecumenicae ac Orthodoxa e Graecana e Orientalis Ecclesiae Christi (1736).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ