Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Феоклит (Полиидис)

Феоклит (Полиидис)

Религия

греческий православный священник и просветитель


Феоклит Полиидис (греч. ; кон. XVII века, Адрианополь — 1759, Лейпциг) — греческий православный священник и просветитель. Сегодня более всего упоминается в историографии как автор сфабрикованного им «Пророчества Агафангела», оставившего заметный след в новейшей истории Греции.

Биография

Феоклит Полиидис родился в конце XVII века, по имеющимся данным, во фракийском Адрианополе, в семье богатого греческого коммерсанта. При рождении получил имя Теодорос. Учился в местной греческой Школе Иоанниса Зигомаласа. Молодым был пострижен в монахи на Афоне, (Иверский монастырь (Афон)), где впоследствии служил настоятелем. Рукоположен во диаконы в 1713 году и священником в 1719 году. В 1725 году рукоположен в архимандриты. Константинопольская православная церковь дала ему титулы великий архимандрит (греч. ), великий экклисиарх (греч. ) Святой Горы и Титулярный епископ Полианы и Вардара (греч. ) (Центральная Македония).

В период 1719—1724 годов Полиидис служил настоятелем в греческой общине города Токай (Венгрия). В 1731 году выехал в качестве посланника Вселенского патриархата в Германию, а затем в Россию для сбора денег для Константинопольского патриархата. Во время своих передвижений по Европе он посетил испанский остров Менорка, где также служил учителем и настоятелем. Феоклит в своих странствиях на Западе столкнулся с современными ему общественными, политическими, дипломатическими и церковными событиями и течениями. Феоклит был озадачен социально-политическими последствиями Реформации и изучил проблемы, волнующие греческую диаспору. Одновременно Феоклит пытался вдохновить соотечественников на путь к свободе.

Это стремление вдохновить порабощённых греков привело его к созданию ложного пророчества о воссоздании Византийской империи. Полиидис написал Видение Агафангела (греч. ), ставшего широко известным среди греков пророчества, текст которого распространялся с маленькими отклонениями от оригинала по всем греческим землям, как листовка. Полиидис поместил пророчество в XIII век (1279), и приписал их вымышленному писателю монаху Иерониму Агафангелу из Мессины (Сицилия). Монах рассказывает, пророчествуя, о событиях последующих веков, о которых знал действительный автор. В результате народные массы были заинтригованы, тем более что Пророчество вселяло в них оптимизм о скором освобождении от осман. Таким образом Полиидис как переводчик «Пророчества» с латинского языка на греческий остался в тени «Агафангела». В своём «Видении» Агафангел, то есть Полиидис, предсказывал освобождение греков «светловолосым племенем» (греч. ) что придавало пророчеству конкретную политическую и религиозную направленность.

Есть утверждения некоторых греческих историков, что именно Ригас Фереос, подготавливая всегреческое и всебалканское восстание и используя для этого все возможности, напечатал «Пророчество» в Вене в 1750 году.

Другие греческие историки оспаривают факт причастности Ригаса к первому изданию «Пророчества Агафангела».

Десятилетиями позже смерти Полиидиса и после окончания Освободительной войны (1821—1829), «Пророчество» было напечатано маленькими книгами в Афинах и Эрмуполисе (1837—1838).

Полиидис вернулся ненадолго в Македонию, но вскоре снова уехал в германские земли. Феоклит жил в Дрездене (1741) и некоторое время спустя поселился, после просьбы жителей города, в соседнем Лейпциге, где создал первую православную часовню (тогда Святой Троицы, сегодня Святого Георгия). Феоклит Полиидис умер между 1754 и 1759 годами, скорее всего в Лейпциге.

Историческое значение «Видения Агафангела»

После падения Константинополя греческое население оккупированных территорий принимало участие в войнах, которые вели против турок западно-европейские государства, и расплачивалось за это кровью. Участие в войнах не вело к восстановлению греческой государственности. Историк К. Сатас пишет: «Тогда греки, много раз ставшие жертвами своего доверия к „франкам“, после последовательного ряда горьких уроков были вынуждены отбросить химеры о своём освобождении с их помощью и обратили свои взоры к единоверной России».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ