Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Утыз Имяни, Габдрахим: биография

Из Мрясева Габдрахим Утыз Имяни вместе с сыном Ахметзяном прибывает в родное село матери — Утыз Имян, но поселиться там ему не удается — ему отказывают, указав на то, что его отец выходец из другой деревни. Ему приходится перебраться к своим дальним родственникам в деревню Кара Чишма. Здесь Габдрахим прожил один год, а затем перебрался в деревню Исляй. Здесь он преподает в местном медресе, но вновь не задерживается надолго — через год он переселяется в деревню Сарабиккол. В медресе этой деревни Габдрахим преподает три года и именно здесь у него появляется большое количество последователей. Затем Габдрахим перебирается в деревню Куакбаш, где в 1822-1823 г. основывает собственное медресе и начинает обучение шакирдов. В конечном итоге ему удалось вернуться в родную деревню своего отца, Тимяшево, где он поселился в небольшом доме с участком, который возможно остался ему в наследство. Здесь он продолжает свою преподавательскую и литературную деятельность до самой своей смерти в 1834 году. Марджани, дает несколько другую дату смерти — 1835 год. На кладбище села Тимяшево Лениногорского района сохранилась могила Габдрахима Утыз-Имяни с надгробием. Она является объектом культурного наследия республиканского значения. В 1994 году, в связи с 240-летием со дня рождения на его могиле был воздвигнут мавзолей.

По другой версии Габдрахим родился в 1752 году. Сведения о начальном периоде жизни не расходятся с первой версией. Но по этой версии Габдрахим вместе с сыновьями остается жить в деревне Мрясово. Некоторое время Габдрахим давал уроки в Стерлибашевском медресе, пользовался его библиотекой. Однако в основном Габдрахим жил обычной крестьянской жизнью, не был ни муллой, ни учителем, хотя и имел возможность для активной творческой работы. Согласно этой версии умер в 1836 году в возрасте 84 лет.

Научная и творческая деятельность

Сохранились около 60 произведений Габдрахима Утыз-Имяни, из них более половины относится к поэзии, а другие являются научными работами по лингвистике, философии и теологии. Габдрахим Усман обогатил башкирскую поэзию такими жанрами, как газель, хикмет, марсия, баит. Составил словари-комментарии к книге Мухаммади Газали «Ихья эл-голумэд ад-дин» («Воскрешение наук о вере»), учебнику «Джами ар-румуз» («Собрание знаков») и другие.

Поэтические произведения Габдрахима объединены в подборки «Гавариф эз-заман» («Образованные люди эпохи»), «Эбъяти тюркифи-фазилати гилем» («Тюркские баиты о достоинствах знания»), «Танзих аль-афкар фи насихат ал-ахйар» («Назидания, очищающие мысль») и другие. В своих произведениях Габдрахим Усман осуждает богачей, лукавых мулл, алчных ишанов. Особенно ярко звучат ноты протеста в одном из его мунажатов, в котором социальное зло показано в образах продажного кадия, хитрого городского главы, муфтия-соглядатая и жестокого султана. Данный мунажат стал народным и получил широкое распространение среди башкир, а фольклорист и музыковед С. Г. Рыбаков включил его в свою книгу «Башкирский мунаджат».

Часть трудов Утыз Имяни были изданы в конце XIX - начале XX века. Среди них «Тухфат ал-ахбаб фи таждвид калами ар-Рабб» («Подарок любимым о правильном чтении книги Господа»), 1900 г., на арабском языке; «Рисала-и иршадия» («Трактат наставления»), 1910 г., на арабском языке и переведен на старотатарский язык имамом ал-Барака Тахиром ибн Шахахмадом; «Рисала-и мухимма» («Трактат о важном»), 1877 г., написан на старотатарском языке. Однако многие его произведения был долго известны лишь в рукописях, переписанных его учениками, или возможно, написанных им самим, и стали доступны читателю лишь после публикаций в конце XX - ХХI века. Это арабоязычные сочинения Г. Утыз-Имяни богословско-правового характера: «Рисала-и ад-Дибага» («Трактат о выделке кож»); «Джавахир ал-байан» («Жемчужины разъяснений»); «Инказ ал-Халикин» («Спасение погибающих»); «Рисала-и шафакия» («Трактат о закате»); «Замм шурб аш-шай» («Порицание чаепития»); «Сайф ас-сарим» («Острый меч»). Все вышеперечисленные трактаты были написаны на арабском языке, некоторые из них содержат цитаты из источников на персидском языке, которыми пользовался Габдрахим Утыз-Имяни.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ