Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Утыз Имяни, Габдрахим

Утыз Имяни, Габдрахим

Литература

татарский и башкирский поэт, учёный, религиозный деятель и просветитель


Габдрахим Утыз-Имяни аль Булгари (наст. имя — Габдрахим Усман; башк. бдерхим л-Болари, тат. Габдерхим Госман угылы Утыз-Имни л-Болгари; 1752—1836) — татарский и башкирский поэт, учёный, религиозный деятель и просветитель. В исламском мире также известен как учёный, восстановивший утерянные фрагменты древнего Корана (т. н. Коран Османа), который согласно преданию, принадлежал третьему правоведному халифу Усману ибн Аффану.

Именование

Полное имя, которое приводит Риза Фахретдин в своем труде «Асар» — Габрахим ибн Усман ибн Сармаки ибн Крым. Однако сам именовал себя как Габдрахим ибн Усман аль-Булгари, данное имя чаще всего встречается в его рукописях. Тахаллус Утыз Имяни указывает на населенный пункт, где родился поэт.

Биография

Биографические сведения противоречивы. Так, Г. Газиз, К. Насыри, Г. Рахим, Г. Сагди высказывали мнение, что Габдрахим Утыз Имяни родился в 1730 году, а умер в 1815 (1816) году. Согласно современной традиционной версии Габдрахим родился в 1754 году.

Отец его, Усман, умер ещё до его рождения и мать Гафифа была вынуждена вернуться в свою родную деревню Утыз-Имян, где и родился Габдрахим. Когда Габдрахиму было два-три года умирает и его мать. Мальчик воспитывается родственниками, начинает рано учиться в медресе аула у муллы Вильдана.

Габдрахим достигает больших успехов в обучении и сам становится преподавателем медресе. Не останавливаясь на достигнутом он стремиться получить знания в других окрестных деревнях, а затем уезжает в село Татарская Каргала Оренбургской губернии, где в то время образовался крупнейший на Южном Урале комплекс мусульманских учебных заведений. Здесь он обучается в медресе при 3-ей соборной мечети у Валида ибн Мухаммада ал-Амина (Валида ибн Мухаммедамина аль-Кайбичи аль-Каргали). Валид-ишан был шейхом суфийского братства накшбандийа-муджаддидийа, получившим инициацию у шейха Фаизхана ибн Хозырхана. Среди его известных учеников Абдуллджаббар ибн Абдуррахман ат-Тайсугани, Ахмед ибн Хасан аль-Мастаки, Губайдулла ибн Джагфар аль-Кизлеви, Джагфар ибн Имай аль-Бикмети, Кутлуахмед ибн Захид ад-Дусмати, Магаз ибн Бикмухаммед аль-Карамали, Нигматулла ибн Гуумар аль-Утари.

Описывая свою жизнь Утыз-Имяни пишет, что у него было много друзей, он имел достаток, его уважали, прислушивались к его мнению. Однако в 1785 году Габдрахим был на некоторое время арестован за пропаганду шиитской идеологии и призывы поднять оружие против иноверцев. Желание увеличить свои познания, а также возможно и преследования, привели к тому, что после окончания медресе в 1788 году Габдрахим Утыз-Имяни вместе с семьей уезжает в Бухару, которая в то время была важным центром традиционного исламского образования, привлекательным для мусульман Поволжья и Урала.. Здесь он продолжает знакомиться с суфийским учением, став учеником Фаизхана ал-Кабули. Ученики шейха Фаизхана не только проходили обучение, но и служили в качестве духовных лиц, так Габдрахим служит в бухарской мечети Магок-и Аттар. Здесь же в Бухаре занимается Габдрахим и реставрацией древнего Корана, который согласно преданию, принадлежал третьему правоведному халифу Усману ибн Аффану.

После Бухары начинается период странствий по Западному и Восточному Туркестану. Габдрахим посещает и дает уроки в медресе таких городов как Акча, Туфи, Самарканд, Мазар, Шахимардан. В 1796 году посещает Афганистан — города Балх, Герат, Кабул.

В 1798 году в местечке Кауырмач у Габдрахима умирает жена Хамида. После её смерти он принимает решение вместе с детьми вернуться на родину. В 1799 году Габдрахим возвращается в Бухару, а потом направляется в родные края. По пути на родину он останавливается в деревне Мрясово в семье Лукмана Усмановича Ибрагимова. Р. Фахретдин пишет, что Габдрахим стал для Лукмана Ибрагимова приемным сыном, вместо сына, пропавшего без вести. А. З. Асфандияров уточняет эти сведения, отмечая, что документы ревизий показывают, что у Лукмана Ибрагимова не было сына по имени Абдрахим, но был родной старший брат, который к тому времени уже умер. Поэтому Лукман не мог усыновить Габдрахима, а мог лишь признать его как своего брата. С согласия Лукмана Ибрагимова Габдрахим регистрируется в государственных тетрадях как башкир — этот факт подтверждают материалы ревизий 1811, 1816 и 1834 годов. Комментируя этот факт Р. Фахретдин пишет, что Габдрахим будучи мишарем по рождению, ушел в мир иной настоящим башкиром. А. Н. Юзеев, высказывает предположение, что регистрация в качестве башкира была нужна Габдрахиму для того, чтобы облегчить жизнь своих детей, так как получив статус башкир, они могли бы претендовать на земельные наделы. Как указывает Р. Фахретдин, здесь обосновались четверо из пяти его сыновей.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ