Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тань Сытун

Тань Сытун

Философы

китайский философ, поэт, общественный и государственный деятель; активный участник и жертва «100 дней реформ» императора Гуансюя


Тань Сытун (10 марта 1865 — 28 сентября 1898) — китайский философ, поэт, общественный и государственный деятель; активный участник и жертва «100 дней реформ» императора Гуансюя.

Сын генерал-губернатора пров. Хубэй. Получил конфуцианское образование, однако не продвинулся дальше первой степени в системе имперских экзаменов. Интересовался западными науками.

В 1884 году, за время путешествия по Китаю, написал более 200 стихотворений. После поражения Китая в войне с Японией (1895) познакомился с Лян Цичао и Вэн Тунхэ , императорским наставником.

В 1896-7 работал над созданием книги Жэнь сюэ , выступил советником при губернаторе пров. Хунань, в 1898 стал членом императорского совета . Заключил договор с Юань Шикаем о поддержке реформаторов.

Арестован 24 сентября 1898, казнён.

Жэнь сюэ

«Учение о жэнь» (гуманности) (кит. ) является ярким свидетельством интеллектуальной атмосферы Китая на рубеже 20 в.

Трактат обращается к традиционной китайской концепции «гуманности», интерпретируя её в конфуцианских, буддийских и христианских терминах, с использованием западноевропейских понятий как эфир, разделение между телом и духом с одной стороны, и научных концепций — с другой.

При этом, среди 27 тезисов, определяющих жэнь, Тань выдвигает «четыре взаимопроникновения» , чётко характеризующих реформаторские устремления эпохи: между Китаем и Западом , между социальными слоями , между мужской и женской (социальной и приватной) сферами , а также между собственным восприятием и восприятием Другого .

Согласно трактату, жэнь является источником всех вещей, не поддающимся категоризации () — однако трактуется не как первоисточник в причинно-следственной цепи, а как некий первопринцип. Тань Сытун определяет его через уравнение в следующей цепочке понятий: юань в даосизме, «универсальная любовь» в моизме, «океан истинной сущности» в буддизме, «святой дух» в христианстве и гравитация в физике и астрономии.

Перевод

  • Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961.
  • Тань Сы-тун Учение о гуманности (Жэнь сюэ). Избранные главы // Вопросы философии. — 2012. — № 10. — С. 160—170.

Литература

  • Стабурова Е. Ю. Утопия Тань Сытуна // Китайские социальные утопии. — М., 1987.
  • Ши Р. Х. Тань Сытун // Великие мыслители Востока. — М., 1998. — С. 161—166.
  • David Wright. Tan Sitong and the Ether Reconsidered. // Bulletin of the School of Oriental and African Studies 57.3. — 1994. — P. 551—575; 569.
  • Richard Shek. Some Western Influences on T’an Ssu-t’ung’s Thought. // Paul A. Cohen and John Schrecker (eds.). Reform in Nineteenth-Century China. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1976. — P. 195—207.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ