Дайсэцу Судзуки (яп. Судзуки Дайсэцу?, настоящее имя Тэйтаро Судзуки (яп. Судзуки Тэйтаро:); 18 октября 1870 — 12 июля 1966) — японский буддолог, философ, психолог. Один из ведущих популяризаторов дзэн-буддизма. Профессор философии Университета Отани в Киото. Член Японской академии наук и Теософского общества Адьяр
Биография
В 1892 году окончил филологический факультет Токийского университета.
В молодости был мирским учеником дзэнской школы Риндзай-сю в Энгаку-дзи, большом монастыре Камакуры. В этот период Судзуки получил от наставника имя Дайсэцу. На заданный однажды вопрос, что означает это имя, Судзуки ответил «великую глупость». Умберто Эко связывал такой ответ с дзэнской традицией «бесстрастного юмора», в которой один наставник дзэн мог легко назвать другого наставника «старым мешком, полным риса», и отмечал, что имя Дайсэцу в реальности означало «великую простоту».
После получения образования в 1909—1920 годах преподавал в Университете Гакусюин и в Токийском императорском университете.
С 1921 года в течение 20 лет преподавал в Университете Отани, где получил звание профессора.
В 1936 году в качестве преподавателя по обмену посетил Великобританию, где читал лекции о буддизме. Долгое время жил в США и Европе, читал лекции по буддизму в Колумбийском, Гарвардском и многих других университетах и колледжах.
В 1940-х годах вёл семинары по дзэн-буддизму в Колумбийском университете, где познакомился с Карен Хорни и Эрихом Фроммом, что позволило в дальнейшем поддерживать с ними профессиональные отношения. Благодаря этому сотрудничеству в 1951 году Японию для знакомства с дзэн-буддизмом посетила Хорни, а Фромм в 1957 году организовал в своем доме в Куернаваке специальный семинар по дзэн-буддизму и психоанализу. Семинар проходил под руководством Судзуки и Фромма. По материалам семинара была издана их совместная книга «Дзэн-буддизм и психоанализ» (1960 год, в соавторстве с Р. Де Мартино).
В 1950—1958 годах читал лекции и занимался преподавательской деятельностью в университетах США. Роберт Эллвуд в связи с этим отмечал, что «интенсивный интеллектуальный интерес к дзену в тот период может быть в основном объяснён этой его активностью и сохраняющимся влиянием его прежних работ».
Был женат на Беатрис Эрскин Лэйн, выпускнице Рэдклиффского колледжа и теософе, имевшей многочисленные связи с последователями бахаизма в США и Японии, позднее и Судзуки вступил в Теософское общество Адьяр и стал активным теософом.
Научная деятельность
Судзуки исследовал, популяризировал и пропагандировал немонастырский дзэн-буддизм и стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. Ряд его работ посвящены общим проблемам буддизма махаяны, формированию религиозной практики и учения буддизма в Китае. Особое внимание Судзуки уделял проблемам адаптации явлений дальневосточной культуры к иным традициям, отличающимся от них.
Его заслуга состояла в том, что он предложил западному читателю свою интерпретацию религиозно-философского, этического и эстетического учения дзэн-буддизма. В работах Судзуки отмечалось место этой школы в буддизме махаяны и в других дальневосточных учениях и в дальневосточной культуре в целом. Его труды сыграли важную роль в процессе сближения культур Востока и Запада.
Идеями дзэн-буддизма Судзуки заинтересовал К. Г. Юнга и многих других. Перевёл четыре труда Э. Сведенборга на японский язык. Был ментором британского ученого-япониста Реджинальда Блайфа.
Награды и звания
- В 1949 году был награждён медалью за деятельность в области культуры и стал членом Японской Академии
- В 1951 году получил звание «Заслуженный деятель культуры»
- В 1954 году получил премию Асахи за активную пропаганду японской культуры за рубежом
- Профессор философии университета Отани в Киото
Отзывы
Е. Г. Балагушкин отмечал, что Судзуки сыграл наибольшую роль в распространении идей дзен-буддизма на Западе и прежде всего в США. Он также указывает, что Судзуки «по замечанию Р. Элвуда, создал почти бесконечную серию книг и эссе на английском языке о дзене» и что без него «западная мода на дзен осталась бы почти необъяснимой». Кроме того Балагушкин обратил внимание на то, что Д. Т. Судзуки совместно со своим учеником и последователем Аланом Уотсом, который «явился вторым по значению пропагандистом дзена на Западе», оказал «непосредственное влияние на духовных вождей битников — видных представителей калифорнийской литературной богемы: Г. Снайдера, А. Гинсберга, Ж. Керуака».