Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Суворов, Александр Васильевич (психолог)

Суворов, Александр Васильевич (психолог)

Психологи

День рождения 03 июня 1953

российский психолог, педагог, поэт


Александр Васильевич Суворов (род. 3 июня 1953, Фрунзе, Киргизская ССР) — российский психолог, педагог, поэт. Автор работ по психологии, педагогике, философии психологии. Доктор психологических наук, профессор. Слепоглухой. Президент Сообщества семей слепоглухих.

Биография

В возрасте четырёх лет Саша Суворов полностью ослеп.

В 1962 году у него пропал слух (в 9 лет).

В 1964—1971 воспитывается в Загорском детском доме для слепоглухонемых детей.

В 1971 был переведён в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии Педагогических наук СССР. Подобный эксперимент стал возможен благодаря энтузиазму доктора психологических наук А. И. Мещерякова, доктора философских наук Э. В. Ильенкова, академика АПН СССР А. Н. Леонтьева и их друзей.

В 1971 обучается на факультете философии МГУ им. М. В. Ломоносова в качестве стажёра.

В 1972—1977 обучается на факультете психологии МГУ вместе с тремя другими слепоглухонемыми детьми: Натальей Корнеевой, Юрием Лернером и Сергеем Сироткиным. Правительство тогда тратило большие деньги на поддержку в обучении этой группы, у каждого был свой тактильный переводчик.

С 1977 Александр Васильевич работал в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (НИИ ОПП АПН СССР; в настоящее время — Психологический институт Российской академии образования, ПИ РАО).

С 1996 — доцент, с 1999 — профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования.

Научная деятельность

В 1994 в Психологическом институте Российской академии образования защищает кандидатскую диссертацию по теме «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты».

В 1996 в Психологическом институте Российской академии образования в форме доклада защищает докторскую диссертацию по теме «Человечность как фактор саморазвития личности».

Научные труды

Монографии

  • Суворов А. В. Школа Взаимной Человечности. — М.: Издательство УРАО, 1995.
  • Суворов А. В. «Слепоглухой в мире зрячеслышащих» — М.: ИПтК «Логос» ВОС, 1996.
  • Суворов А. В. «Достоинство (лирико-психологическое самоисследование)» — М.: Издательство УРАО, 1997. — 100 с.
  • Суворов А. В. «Экспериментальная философия» (сборник статей) — М.: Издательство УРАО, 1998. — 244 с.
  • Суворов А. В. Разведчик на трудной планете: страницы из дневника. — Екатеринбург: Объединение «Дворец молодёжи», 1998. В 4-х выпусках. Выпуск I — 70 стр., вып. II — 40 стр., вып. III — 55 стр., вып. IV — 40 стр.
  • Суворов А. В. Совместная педагогика. Курс лекций. — — М.:Издательство УРАО. Кафедра педагогики, истории образования и педагогической антропологии, 2001. — 222 с. (Тираж 2000 экз.)
  • Суворов А. В. Мои любимые катакомбы. — (Сборник по библиотерапии, презентация которого состоялась в ПИ РАО 3 марта 2006.)
  • Суворов А. В. Два варианта читательского развития в условиях слепоглухоты. — (Homo legens #3: Памяти Алексея Алексеевича Леонтьева (1936—2004); Ред. Б. В. Бирюков. — М.: Школьная библиотека, 2006. — 320 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 7-8), с. 310—318.)
  • Суворов А. В. Независимая жизнь и адаптация слепоглухих инвалидов в современном мегаполисе. Методическое руководство для работников социальной сферы / под ред. Т. А. Басиловой. — М.: МГППУ, 2008. — 252 с.

Статьи

  • Суворов А. В. Наша учеба. // Вопросы философии. — 1975. — № 6. — С. 78—80.
  • Суворов А. В. Проблема формирования воображения у слепоглухонемых детей.// Вопросы психологии. — 1983. — № 3. — С. 62—72.
  • Суворов А. В. Второе рождение. // Наука и жизнь. — 1984. — № 9
  • Суворов А. В. Мужество сознания (Э. В. Ильенков о тифлосурдопедагогике). // Вопросы философии. — 1988. — № 4. — С. 68—77. (Там же в приложении впервые опубликовано письмо Э. В. Ильенкова к А. В. Суворову.)
  • Суворов А. В. Проблемы формирования и саморазвития личности в условиях слепоглухоты. // Психологический журнал. — 1988. — № 5. — С. 97—106.
  • Суворов А. В. Обучение и воспитание слепоглухонемых детей. // Советская педагогика. — 1990. — № 3. — С. 20—24.
  • Суворов А. В. Отчуждение, человечество, личность. // Свободная мысль. — 1993. — № 16. — С. 36 — 45.
  • Суворов А. В. Не «человеческий фактор», а личность. — Свободная мысль. — 1994. — № 2 — 3 (сдвоенный). — С. 73—83.
  • Суворов А. В. Оптимисты (к 70-летию А. И. Мещерякова и Э. В. Ильенкова). // Философские исследования. — 1994. — № 1.
  • Суворов А. В. Средоточие Боли. // Философские исследования. — 1994. — № 2.
  • Суворов А. В. Вчувствоваться, Вдуматься… — Психологический журнал. — 1995. — № 2.
  • Суворов А. В. Человечность как фактор саморазвития личности. // Мир психологии. — 1996. — № 2. — С. 24—52.
  • Суворов А. В. Чудновский В. Э., Карпова Н. Л. Из стенограммы необычной защиты. // Психологический журнал. — 1997. — № 1. — С. 169—174.
  • Суворов А. В. Об Ильенковской философии религии. — («Школа Духовности», 1998. #2, стр. 29 — 35.)
  • Суворов А. В., Ганжин В. Т. Этика общения слепоглухих со зрячеслышащими. // Психологический журнал. — 1998. — № 6. — С. 28—38.
  • Суворов А. В. Акмеологическая направленность совместной педагогики. — (Акмеологический институт. «Акмеология». Научно-практический журнал. — № 1(2), 2002, январь — март. — С. 50—54); статьи в монографиях и сборниках
  • Суворов А. В. Тезисы о воображении (по дипломной работе; книги нет у автора, поэтому точный заголовок не указывается). (в книге: «Материалистическая диалектика как логика и методология современной науки. Пленарные доклады симпозиума». — Алма-Ата, 1977; 4 машинописные страницы.)
  • Суворов А. В. Путь к саморазвитию. // Воспитание слепоглухонемых детей в семье и школе. — М., ВОС. — 1985; 1 печатный лист.
  • Суворов А. В. Об элитарности гуманизма в современной педагогике. // «Актуальные вопросы развития личности (межвузовский сборник научных трудов)». — Шадринск: Шадринский государственный педагогический институт, 1995; 1 печатный лист.
  • Суворов А. В. Рефлексия в условиях слепоглухоты. // «Доклады и сообщения» на Республиканском научно-психологическом семинаре «Проблемы рефлексивной психологии» 22—23 ноября 1994. Гродно, 1994.
  • Суворов А. В. Формирование личности при слепоглухоте в свете проблемы искусственного и естественного интеллекта. // «Актуальные вопросы практической психологии (материалы научно-практической конференции)». Шадринск, 1996. — С. 118—125.
  • Суворов А. В. Человечность как фактор саморазвития личности. // «Ежегодник Российского психологического общества: Психология сегодня». — Том 2. — Вып. 1. — 1996. — С. 3 — 6.
  • Суворов А. В. Смысл жизни и воля к жизни. // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. — М., Психологический институт РАО, 1997. Стр. 40 — 57.
  • Суворов А. В. Обжитое социальное пространство и смысл жизни. // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. — М., Психологический институт РАО, 1997. — С. 157—170.
  • Суворов А. В. Саморазвитие как категория гуманистического подхода к личной реабилитации. // Понятийный аппарат педагогики и образования. Выпуск III, издательство «СВ-96», 1998. — С. 275—293.
  • Суворов А. В. Жизнь и выживание. // «Персонал-profy. Новые технологии в психологи труда и управлении персоналом». Издание Министерства труда и занятости РФ — уральский регион. — Екатеринбург, 2000. — Вып. 2. — Ч.1. — С. 44—56.
  • Суворов А. В. К теории и практике взаимной человечности. // Философско-педагогический анализ проблемы гуманизации образовательного процесса (Сб. научных статей, вып. 1). Под ред. Лобастова Г. В. — М., МИДА, 1998. — С. 73—96.)
  • Суворов А. В. Экспениментальная философия (Э. В. Ильенков и А. И. Мещеряков). // «Э. В. Ильенков: личность и творчество. Идеальное, воображение, самосознание, культура». Редактор-составитель И. П. Фарман. — М., «Языки русской культуры», 1999. — С. 172—196.
  • Суворов А. В. К теории и практике взаимной человечности. // Вопросы психологии внимания. #16. Международная академия психологических наук. — Саратов: Саратовский педагогический институт Университета имени Н. Г. Чернышевского, 1999. — С. 92—101.
  • Суворов А. В. Нечто о смысле и бессмыслице. // Современные проблемы смысла жизни и Акме. — Москва — Самара: ПИ РАО., 2002. — С. 139—147.
  • Суворов А. В. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня / Составители: Елена Ван Поведская, Агустин Досиль Масейра. — СПб.: Речь, 2007. — 320 с. — А. В. Суворову в этой книге принадлежит часть стилистической и смысловой правки, а также тексты: Первый раздел, глава 1.2. Изобретения, сделавшие возможной технологическую революцию (в соавторстве с Еленой Ван; стр. 19-27); Заключение (стр. 295—309).
  • Суворов А. В. Часть IV, глава 5: «Совместная педагогика» и становление смысложизненных ориентаций у детей и подростков в условиях дефицита общения. — С. 416—427 // Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Э. Чудновского. — М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 208. — 532 с.
  • Суворов А. В. «Талант и духовность как проблема» — С. 311—342 // Эвальд Васильевич Ильенков / Э. В. Ильенков; [под ред. В. И. Толстых]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 208. — 431 с.: ил. — (Философия России второй половины XX в.) II. Аналитика.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ