Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Спасский, Евгений Дмитриевич: биография

Она сразу же поражает своей конкретностью, своей бездонной правдой. Той истиной, которую, кажется, искал всю жизнь.

Серьезное увлечение антропософией Спасский пронесёт через всю жизнь. В 1922 году Спасский вступает в Московское антропософское общество.

В 1921 году Спасский снова попадает в Москву, поступает во ВХУТЕМАС, получает комнату в студенческом общежитии и одновременно работает художником в Союзе поэтов. Параллельно с учебой во ВХУТЕМАСе Спасский работал также в кафе «Домино», занимался оформлением книг, брошюр, плакатов и афиш к поэзоконцертам, проходившим здесь же в кафе. В период сотрудничества Спасского в ВСП союзом постоянно устраивались лекции и диспуты, публиковались сборники стихов. На эстраде ВСП выступали: В. Брюсов, С. Есенин, Р. Ивнев, В. Шершеневич, В. Каменский, В. Маяковский, В. Мейерхольд, Б. Пастернак и др. Союзом был издан сборник СОПО. В это же время Спасский сотрудничает в ПУРе (Политическое управление республики), где работали Брюсов, Маяковский: инструктирует московские клубы по оснащенности декорациями. В 1922 году на одном из вечеров во ВХУТЕМАС Спасский встречает В. Хлебникова. Зиму и весну 1922 года Хлебников прожил у Спасского. Период 1922—1923 годов отмечен в жизни художника также встречей с музыковедом и филологом, поэтом и антропософом Борисом Леманом. Леман пригласил Спасского в Петербург, так как в тот момент являлся секретарем Петербургского отделения Русского антропософского общества. Полгода художник жил и работал в Северной столице. В 1923 г. Антропософское общество было закрыто, а в середине 20-х годов Лемана сослали в Среднюю Азию. Непродолжительное знакомство с Леманом, по словам самого художника, оказало на него сильное влияние. Позднее, в зрелые годы Спасский создает портрет своего духовного наставника, одну из лучших его работ.

В 1923-24 годах Спасский преподает в Сухановской школе. 1925—1935 годы — работает в цирке, в качестве режиссёра и шпрех-шталмейстера, то есть директора, затем помощником режиссёра в театре Е. Вахтангова, пишет портреты, оформляет книги, сотрудничает в издательстве «Музгиз». Одновременно сотрудничает с архитекторами Фоминым (Роспись госпиталя в Лефортове), Душкиным (станция метро «ЗИС», интерьеры «Детского мира»). В 1935 году начинает заниматься реставрацией икон и расписывать храмы.

В 40-е годы (1942—1945) переезжает в Тбилиси, где живет семья жены, работает художником-декоратором в Театре оперы и балета им. З. Палиашвили.

После войны изучает иконопись и вплоть до начала 70-х годов занимается реставрацией и расписывает храмы. В последние годы выступал в роли ведущего музыкальных вечеров, устраиваемых совместно с виолончелисткой солисткой ГАБТ Ириной Алексеевной Морозовой.

Скончался художник в 1985 году.

Семья

  • Отец — Спасский-Медынский Дмитрий Иосифович.

Отец Евгения Спасского, Дмитрий Иосифович, происходил из известного священнического рода и был человеком художественно одаренным. Е. Д. Спасский пишет о своем отце в «Воспоминаниях»:

Отец мой был многогранно талантливым человеком. За какую область искусства он ни брался, всегда достигал больших результатов; но всё несчастье его было в том, что он был очень увлекающийся и непостоянный чеовек. Он не мог остановиться ни на одной какой-нибудь отрасли искусства и заниматься ею всю жизнь. То он лепил, то рисовал, то писал прозу, то переходил на стихосложение…. В Киеве он учился рисованию в Школе живописи, ваяния и зодчества. По вечерам пел в хоре, организованном киевским композитором С. Н. Лысенко и всегда любил театр и музыку. Где бы мы ни жили у нас постоянно, по определенным дням собирались музыканты, поэты, писатели, художники и актеры.

— «Мемориальная квартира Андрея белого на Арбате» Выставка из цикла «Современники Андрея Белого»

  • Мать — Екатерина Евгеньевна Спасская.
  • Брат — Спасский Сергей Дмитриевич — советский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик.
  • Жена — Корнелия Леонардовна Декаприлевич-Спасская

Творчество

Стиль художника

Е. Д. Спасский творил преимущественно в религиозно-визионерской традиции. Он начинал свой путь в как авангардист и футурист, однако в 30-е годы от увлеченности авангардом художник переходит к изучению европейского Ренессанса и православной иконописи. Знакомится с патриархами Тихоном (???) и Алексием (Симанский), пишет на заказ иконы.

В общей сложности около 14 лет Спасский посвятил церковной стенописи. В советские годы, когда видные деятели культуры оказались в эмиграции и живое церковное искусство было фактически уничтожено, Спасский создает свои главные религиозно-мистические полотна, где он показывает возможность синтеза иконописи и живописи Возрождения. Реставрация икон и роспись церквей, серьезное изучение иконописи во многом определили не только метод, но сюжеты и иконографию мастера.

Был последователем Р. Штейнера и созданной Штейнером антропософии. Антропософские мотивы доминируют в его позднем творчестве.

Выставки

При жизни Спасского состоялись только две его выставки: в ДК Института атомной энергии им. И.Курчатова и в стенах Шуйского историко-художественного музея. В последнее время его работы выставлялись неоднократно на московских выставочных площадках (Музей в бывш. ц. Симеона Столпника, выставочные залы «Беляево», «Кунцево», Центральном доме художника, «На Каширке» и др.) и вызвали значительный резонанс в интеллектуальной и художественной среде.

Наследие Е. Д. Спасского достаточно велико — согласно сохранившемуся каталогу, около 600 работ. Самая ранняя из известных датирована 1923 г. Его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Литературном музее, Шуйском историко-художественном музее, Краеведческом музее с. Васильевское, в музеях Соликамска, Рузы, Иркутска, в музее Д. Бурлюка в США, частных собраниях России, США, Канаде, Франции, Румынии, Германии.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ