Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Соловей, Николай Григорьевич: биография

Летом 1924 года в Москву пришли неутешительные для «обновленцев» и их покровителей из ГПУ сведения о «черносотенных выступлениях» Николая Соловья. Вопрос об уходе митрополита Евдокима был предрешён. По свидетельству Краснова-Левитина, после провала авантюры с Соловьём митрополит Евдоким, вызванный к Тучкову, пропал на несколько дней. Он вернулся домой в ужасном состоянии, всё лицо у него было в синяках.

Потерпев неудачу в Риге, Николай Соловей отправился в Берлин, посетил Париж, где имел встречу с обновленческим протоиереем Николаем Соколовским. Затем поехал в Монтевидео, в Уругвай.

Живя в Монтевидео, предпринял попытку войти в юрисдикцию Карловацкого Синода, но и здесь потерпел неудачу: 22 октября 1924 года Архиерейский Собор РПЦЗ, заслушав его прощение о «принятии его в церковное общение с сохранением его иерархических прав», постановил: «Так как живоцерковный „Епископ“ Николай Соловей хиротонию воспринял от живоцерокников, принять его в церковное общение как мирянина по чину покаяния».

Тогда Николай Соловей открыл в Монтевидео свой собственный «Священный Синод Российской Греко-Кафолической Православной Церкви», уведомив Карловацкий Синод, что делает это с согласия 48 епископов-тихоновцев. Совершенно определённо, это было очередною ложью.

Согласно списку, переданному Тучкову «обновленческим» Синодом 5 апреля 1925 года, в Североамериканской епархии пребывало 5 архиереев-«обновленцев»: архиепископ Иоанн Кедровский, епископ Сан-Францизский Николай Соловей, епископ Питсбургский Стефан (Дзюбай) (перешедший скоро в католичество), епископ Филадельфийский Адам (Филипповский) и епископ Бруклинский Евфимий (Офейш).

Затем он вновь пытался войти в общение с обновленческой церковью в России, послав на имя обновленческого собора 1925 года, а также Михаилу Калинину покаянное письмо, в котором среди прочего писал:

Моё преступление перед Святейшим Синодом заключается в следующем: 12 мая 1924 года, за четыре дня до моего отъезда за границу, я имел двухчасовое совещание с Патриархом Тихоном и с Петром Крутицким. Патриарх Тихон дал мне собственноручно написанное им письмо следующего содержания: 1) что я принят и возведён в сан архиепископа, 2) что Святая Церковь не может благословить великого князя Николая Николаевича, раз есть законный и прямой наследник престола — великий князь Кирилл. Распоряжение это он сделал на первом листе моего «чиновника», который был подклеен к переплету и заклеен двумя другими листами. Листы эти были для этой цели вплетены в «чиновник» как с передней, так и с задней стороны…

Все эти сведения, определённо, были чистым вымыслом. Встреча Николая Соловья с Патриархом едва ли вообще могла состояться; но даже если так, что крайне сомнительно, чтобы Патриарх дал бы какие-нибудь поручения обновленческому епископу, признав его незаконную хиротонию. Кроме того, сам Николай Соловей, давая в Риге интервью журналистам, отрицал какие-лио свои связи с Патриархом перед отъездом из России. В политических условиях 1925 года иначе как провокацию это письмо расценить невозможно. Письмо способствовало усилению репрессий в отношении Патриаршей Церкви, в частности, аресту митрополита Петра (Полянского).

Согласно книге «Русская эмиграция в Северной и Южной Америке»: «Епископ Николай Соловей, появившийся в Аргентине, начал пропагандировать „Живоцерковную Церковь“ и митрополита Ивана с целью занять кафедру в Канаде. Николай то защищал Кедровского, то доказывал, что он — простой мирянин и его священнодействие безблагодатно».

Впоследствии Николай Соловей делал попытки перейти в состав Католической Церкви. 27 января 1929 года католический епископ Мишель Д’Эрбиньи в своём письме в Россию к епископу Пию Невё сообщал, что Соловей «несколько раз за последние два года выражал желание поехать в Рим, чтобы, как говорит он сам, представить какие-то бумаги Патриарха Тихона и исповедать католическую веру. Но поскольку он уехал из СССР по паспорту, полученному стараниями обновленцев, это внушает опасения. Сейчас он работает в Монтевидео…».

18 февраля 1929 года епископ Неве, наведший в Москве справки, писал в своём ответе: «Сведенья о Соловье не очень благоприятные. По профессии он фармацевт, был довольно близок к Тихону. Несмотря на это ещё при жизни патриарха он нашёл способ рукоположиться во епископа у небезызвестного Антонина [Грановского], который скончался два года назад. Соловей не получил никакого богословского образования; он решил уехать из России и обратился к помощи обновленцев. Визу ему дали по просьбе Евдокима. Едва перебравшись через советскую границу, он стал писать многочисленные письма, в которых говорил, что единственным главой Православной Церкви был патриарх Тихон. Говорят, что тогда Тучков вызвал Евдокима в ГПУ и отвесил ему пощёчину: „Кого вы нам рекомендовали!“ Но в тех же самых письмах Соловей говорил, что Тихон поддерживал великого князя Кирилла как законного наследника Николая II. Он писал и Председателю ВЦИК Калинину. Кто это, — провокатор или честный человек, искренне изменивший свои взгляды?».

В латвийской прессе вновь имя Николая Соловья всплывает в 1933 году, когда левая латышская газета «Socialdemokrats», процитировав его письмо, обвинила архиепископа Иоанна в присвоении церковного имущества Североамериканского митрополита Платона (Рождественского) стоимостью в 30 миллионов долларов. Сведения эти, безусловно, были также лживы. Присвоить имущество Североамериканской епархии, безвыездно находясь в Латвии, архиепископ Иоанн физически не мог, о чём он и упоминает в приводимом ниже опровержении. Кроме того, имущество американской епархии не было столь велико и по оценкам Иоанна Кедровского равнялось примерно 3 миллионам долларов.

В 1947 году обращался с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, прося принять его «залётного соловья» в свою юрисдикцию, но ответа не последовало.

Скончался 7 июня 1953 года в Монтевидео. Похоронен на Британском кладбище в Монтевидео.

Литература

  • Краснов-Левитин А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты: (20-е — 30-е гг. XX в.): В 3-х томах. — Париж: Кюншахт (Швейцария): Glaube in der 2. Welt, 1978. Переиздано: М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996.. — 670 с.
  • Юрий Сидяков ИЗ АРХИВА АРХИЕПИСКОПА ИОАННА (ПОММЕРА) (Материалы о Николае Соловье)
  • Иерей Илья Соловьев, Раскольническая деятельность «обновленцев» в русском зарубежье

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ