Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Соловей, Николай Григорьевич

Соловей, Николай Григорьевич

Юристы

04 декабря 1877 - 07 июня 1953

авантюрист, деятель обновленчества, «архиепископ всея Южныя Америки»


Николай Григорьевич Соловей (Соловейчик; 4 декабря 1877, Полтавская губерния — 7 июня 1953, Монтевидео, Уругвай) — авантюрист, деятель обновленчества, «архиепископ всея Южныя Америки»

Биография

Сведений о прошлом Николая Соловья дошло немного, и все они носят, очевидно, легендарный характер. Сам себя он называл в прошлом статским советником, весьма состоятельным человеком, принимавшим участие в благотворительных учреждениях Императрицы Марии Фёдоровны, принявшим после смерти жены монашеский постриг и возведенным затем в епископский сан. В то же время широко циркулировали слухи, что фамилия его на самом деле не Соловей, а Соловейчик, что в прошлом он был аптекарем, затем красным комиссаром, направленным на «церковную работу».

Хиротонисан 4 декабря или 4 августа 1922 года из священников, без монашеского пострига, во епископа Ржевского и Кашинского, викария Тверской обновленческой епархии.

2 февраля 1923 года уволен на покой, однако позднее назначен епископом Верейским, викарием Московской обновленческой епархии.

По словам протодиакона Николая Орфёнова: «Пригласили меня служить на престольный праздник на Семеновское кладбище в Москве. Встречаю с сонмом духовенства архиерея. Это был епископ Николай Соловей. Он мне приказывает Патриарха Тихона не поминать, а поминать ВЦУ. Разве не знаешь, говорит, ведь у нас снова Синод, как при Царе?»

Антонину (Грановскому), который организовал Союз церковного возрождения, потребовалось рукоположить ещё одного епископа, но по канонам епископскую хиротонию могут совершить минимум два епископа. Начались поиски второго архиерея. Единственным архиереем, который согласился участвовать в хиротонии, оказался Николай Соловей, носивший тогда титул епископа Верейского. Это был сильнейший компромисс с совестью для Антонина: Николай Соловей был в своё время рукоположён вопреки воле Антонина. Антонин ещё в начале 1923 года не признавал его епископом и даже выгнал его однажды из алтаря. Правда, теперь Николай Соловей был вдов (жена у него умерла за два месяца перед этим). Нравственные качества Соловья не могли, разумеется, внушать уважения Антонину. Тем не менее, скрепя сердце, Антонин пригласил этого глубоко антипатичного ему человека. 19 октября 1923 года была назначена хиротония постриженного накануне в рясофор священника Василия Лебедева. Николай Соловей во время литургии неожиданно заболел. Это была какая-то очень странная «болезнь», потому что (как указывается в акте) Николай Соловей почувствовал себя дурно после Малого входа, то есть тогда, когда до хиротонии оставалось всего лишь пять минут — пение тропаря и Трисвятое.

В ноябре 1923 года обновленческое Московское епархиальное управление обращало внимание на «неблагоприятные толки», распространяющиеся по г. Москве («и даже в общественных местах»), «лично об архиепископе Крутицком Александре Введенском, преосвященном Верейском Николае Соловье и протоиерее Павле Красотине». В связи с этим Московское епархиальное управление постановило просить означенных лиц «принятием соответствующих мер к своей личной реабилитации облегчить положение, между прочим, и Московского Епархиального Управления». В том же месяце обновленческий Синод своим указом за № 2598 от 6 ноября 1923 года освободил Соловья от управления Верейским викариатством с запрещением в священнослужении.

В мае 1924 года, по рекомендации митрополита Евдокима, было решено послать в Южную Америку епископа Николая (Соловья), которому усваивался титул «всея Южныя Америки». Об этом Левитин и Шавров писали: «Тучков смотрел на поездку Соловья, как на интересный эксперимент: епископ-агитатор за дружбу с Советским Союзом — это было новое, оригинальное и пикантное кушанье. В то же время командировка Николая Соловья означала политический экзамен обновленцам. <…> Как-то заговорит он там и будет ли проклинать капитализм, живя под властью капитала».

Оказавшись по выезде из советской России в Риге, Николай Соловей обратился в посольство США с просьбой о предоставлении ему визы. Однако посольство не было склонно допустить его въезд в США. Тогда Николай Соловей поднял шумную кампанию в газетах по разоблачению притеснений Церкви в Советском Союзе, а также раскрытию «истинного лица» обновленческой иерархии. О том, что причиной развёрнутой им кампании явилось стремление рассеять возникшее к нему недоверие в посольстве Соединенных Штатов, Николай Соловей сам проговорился в беседе с английскими и американскими журналистами, отвечая на вопрос, почему все эти разоблачительные интервью появились лишь некоторое время спустя после прибытия его в Ригу. Правда, при этом он, оправдываясь, утверждал, что намеревался выступить с подобными же разоблачениями сразу же по прибытии в Америку, опасаясь их делать в приграничном с советской Россией государстве. Как бы то ни было, но развёрнутая Николаем Соловьём газетная кампания особых плодов не принесла. Сведения, им сообщенные, не были особой новостью в эмигрантской прессе и ничего сенсационного в себе не содержали. Виза в Соединенные Штаты так и не была ему выдана, не проявил к нему доверия и архиепископ Иоанн (Поммер).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ