Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Созонов, Егор Сергеевич

Созонов, Егор Сергеевич

Активисты

26 мая 1879 - 10 декабря 1910

русский революционер, эсер, террорист, убийца В


Егор Сергеевич Созонов (Сазонов) (26 мая 1879 года, село Петровское, Уржумский уезд, Вятская губерния — 27 ноября [10 декабря] 1910 года, Горный Зерентуй) — русский революционер, эсер, террорист, убийца В. К. Плеве.

Биография

Егор Созонов родился 26 мая 1879 года в селе Петровском Уржумского уезда Вятской губернии в старообрядческой семье.

По рождению я происхожу из благомыслящей, в высшей степени религиозной и монархически настроенной крестьянской семьи, которая переселилась из деревни в город и там быстро разбогатела эксплуатацией башкирских лесов — сравнительно уже поздно, когда мне было лет 10-11. Тот дух, которым я был пропитан, пока находился всецело и единственно под влиянием семьи, был в высшей степени враждебен какому-либо протесту или недовольству строем жизни русской. Царские портреты наравне с иконами украшают комнаты в доме моего отца.

Учился в Уфимской мужской гимназии, затем поступил в Московский университет. Сперва Егор поступил на юридический, а затем перевёлся на медицинский факультет. Цель жизни он определил так: стать земским врачом и лечить больных.

Чем больше я умственно рос и развивался, тем мои взгляды становились более идеалистическими и либеральными, впрочем, в гуманитарном смысле, а не политическом… проповедь телесных наказаний и человеконенавистничества возмущали меня. Но и второй год моей университетской жизни прошёл для меня благополучно. Я не принимал участие даже в земляческих кружках, существовали ли кружки другого рода — я не знал, о существовании рабочего вопроса в России ничего не ведал, с нелегальной литературой был совершенно незнаком. Я до того был наивен в этом, что мне не принесло никакой пользы даже случайное знакомство с одним московским рабочим, пожелавшим учиться у меня «поэзии» и арифметике. Целый год по воскресеньям ходил ко мне этот рабочий, я принимал его совершенно открыто, ничуть не зная, что такого рода знакомства могут кому-либо показаться подозрительными и могут повести к неприятным последствиям для нас обоих. Арифметике я этого крестьянина научил, но не помню, чтобы хоть раз говорили мы с ним о политике.

Но весть о том, что 183 киевских революционно настроенных студента отданы в солдаты, вызвала в душе юноши протест, и он призвал своих товарищей по университету выступить против такого решения царского правительства. Демонстрация была разгромлена.

Я имел удовольствие быть подвергнутым академическому суду, где мне старались внушить мысль, что правительство не может считаться с требованиями студентов и не должно делать этого. Я был в Московском манеже, куда меня отвели со сходки вместе с другими студентами. Там мы просидели три дня, окружённые стеною солдатских штыков и казаками. Там я слышал, как выбивали двери снаружи; солдаты нам сообщили, что это студенты и рабочие пришли избавлять нас. И мы увидели, как при первом же громе выбиваемой двери, против наших освободителей выстроились солдаты, готовые пулями и штыками встретить их. Потом нас перевели в Бутырскую тюрьму, и я в первый раз стал арестантом. В этой тюрьме я впервые познакомился с революционными изданиями; впервые услышал смелое революционное слово. Как раз в это время в Москве произошли массовые волнения, рабочие протянули руку студентам и этим вытащили нас из академической борьбы на широкое поле политической революции.

В апреле 1901 года Егор Созонов был исключён из университета и по этапу отправлен в Уфу. В Уфе примкнул к «Уральскому союзу социал-демократов и социалистов-революционеров».

16 (29) марта 1902 год в квартиру Созонова по Большой Успенской улице, дом 99, ворвались полицейские. Начался обыск. Егор незаметно вырвал из записной книжки несколько листов и сунул в рот, начал энергично разжевывать… Но оказалось, в спешке не заметил, что вырвал не то что нужно. В руках полицейских оказались неопровержимые улики: адреса, явки. Его заключили в уфимскую тюрьму, обращались с ним грубо. Он объявил голодовку. Последовал перевод в Самару, а оттуда — в якутскую ссылку.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ