Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Снегирёв, Вениамин Алексеевич: биография

Н. К. Гаврюшин романтически характеризует Вениамина Алексеевича: «Похоже, что Снегирев своими путями шел по той же тропе, по которой позднее, но существенно дальше пройдет Анри Бергсон, а именно, к конституированию некоего единого жизненного начала (lan vital) и строгому, «научному» анализу «непосредственных данных сознания»… Снегирев умер в тот самый год, когда в печати появилась первая работа Бергсона…». И далее: «Можно сказать, что Снегирев на самом деле ставил перед собой собственно философские задачи, но отталкиваясь от «профессиональной», исторической философии и ориентируясь преимущественно на «строгую» естественную науку… Он, наверно, и мечтал о философии как «строгой науке», но не «вместе с Гегелем» (о котором отзывался «резко»), и не «упреждая Гуссерля» — а сам по себе, как автохтонный субъект русской мысли…». Близкими по воззрениям к Снегирёву, Н. К. Гаврюшин видит архиепископа Никанора (Бровковича) и Филиппа Пустынника с его книгой «Диоптра».

Как видно из различных трактовок творчества В. А. Снегирёва, присутствует разнообразное многоголосие, отсутствует единое мнение относительно его психологических и философских взглядов. Однако несомненно можно сказать, что интерес к его личности в последние годы возрастает .

Сочинения

  • Спиритизм, как философско-религиозная доктрина // Православный собеседник. – 1871., т. I, 12, 279; III, 9, 142 и 282.
  • Вера в сны и снотолкование (Казань, 1874)
  • Психология и логика, как философские науки // Православный собеседник. – 1876.  т. II. – С. 427-451.
  • Науки о человеке // Православный собеседник. – 1876 г., т. III, 62—89.
  • Сон и сновидения // Православный собеседник. - 1875. - т. III, С. 208, С. 441. - 1876. - т. II, С. 57, С. 136, т. III, С. 321.
  • Физиологическое учение о сне и сновидениях // Православный собеседник. – 1882 г., т. II, 36, 117 и 1884 г., т. І, 266.

Два последние исследования дополнены и соединены в одно под заглавием: «Учение о сне и сновидениях. Историко-критический очерк» (Казань, 1886) и удостоено советом академии премии митрополита Макария.

  • Психологические сочинения Аристотеля (вып. I, Каз. 1885 г. и раньше в «Учен. Зап. Казанск. унивс.» о).
  • Метафизика и философия («Вера и Разум». — 1890 г. и отд. Харьков 1890 г., — издано по смерти автора).
  • О природе человеческого знания и отношении его к бытию объективному («Вера и Разум». — 1891).
  • Самосознание и личность («Вера и Разум». — 1891).
  • Субстанциальность человеческой души («Вера и Разум». — 1891).
  • Нравственное чувство (опыт психологического анализа) («Вера и Разум»).
  • Сердце и его жизнь («Вера и Разум». — 1892 г. № 7—8, 12—14. Все это и отд.).

Кроме того, Снегирёвым напечатаны критические разборы чужих трудов:

  • «Ересь антитринитариев III века», соч. Гусева («Протоколы академии». — 1870 г., 127—31);
  • «Космологическое доказательство бытия Божия», соч. Попова («Протоколы академии». — 1871 г., 96—99);
  • «Православное христианство в Китае», соч. Панова («Протоколы академии». — 1871 г., 371—2);
  • «Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства», соч. Милославского («Протоколы академии». — 1874 г., 13—19).

В 1891 году в отдел рукописей библиотеки академии поступило два тома лекций Снегирёва, составленных студентами и проверенных доцентом академиком А. Н. Потехиным.

  • Субстанциальность человеческой души; Самосознание и личность / проф. В. А. Снегирев. — Санкт-Петербург: О-во памяти игумении Таисии, 2015. — 79 с. — (Отечественные мыслители). — ISBN 978-5-91041-172-6.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ