Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Сас, Томас

Сас, Томас

Медработники

15 апреля 1920 - 08 сентября 2012

американский психиатр


Томас Стивен Сас (англ. Thomas Stephen Szasz; 15 апреля 1920, Будапешт — 8 сентября 2012, Нью-Йорк) — американский психиатр. Почётный профессор психиатрии в отставке в Государственном университете нью-йоркского центра здравоохранения в городе Сиракьюс, штат Нью-Йорк. Пожизненный член Американской психиатрической ассоциации. Видный деятель антипсихиатрического движения, широко известный социальный критик моральных и научных основ психиатрии и использования медицины с целью социального контроля в современном обществе, а также сциентизма.

Широко известен благодаря своим книгам «Миф душевной болезни» и «Фабрика безумия: Сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье», где выдвинуты аргументы, с которыми, как правило, ассоциируется его имя. Его взгляды на недобровольные меры в психиатрии имеют классические либеральные корни и базируются на принципах, что каждый человек обладает правом самостоятельно распоряжаться собственным телом и сознанием, правом не подвергаться насилию со стороны других. Критиковал несоциалистические и социалистические страны за использование психиатрии в интересах власти и ограничения на распространение наркотических средств. Сас полагал, что в отношении суицида, обращения за медицинской помощью, употребления и реализации лекарственных средств, а также половых связей должны действовать принципы конфиденциальности, взаимной договорённости и отсутствия государственной юрисдикции.

В 1973 году Американская ассоциация гуманистов назвала Саса гуманистом года.

Биография

Томас Сас родился в 1920 году в Будапеште младшим из двух сыновей в еврейской семье адвоката Дьюлы Шлезингера, занимавшегося частным предпринимательством в области сельского хозяйства. В 1938 году эмигрировал в США и в 1944 году окончил медицинский колледж в Цинциннати. Старший брат Томаса Джордж поселился в Цюрихе, где защитил диссертацию по физической химии. После окончания медицинского колледжа Томас Сас прошёл интернатуру по внутренним болезням в городской больнице Бостона и в Цинциннати, затем резидентуру в клиниках Чикагского университета и психоаналитическую подготовку в чикагском Институте психоанализа. В 1954 году в период военных действий в Корее он был призван на воинскую службу и направлен в Морской резерв США в военно-морском госпитале в Бетесде. С 1956 года работал в Сиракьюсе, занимался частной практикой и академической психиатрией в Сиракьюсском университете.

Основные аргументы Саса

Сас подвергает критике влияние современной медицины на общество. Это влияние он рассматривает как секуляризацию влияния религии на человечество. Подвергая критике сциентизм, он делает её предметом, в частности, психиатрию, акцентируя внимание на широком распространении в ней методов лечения мастурбации в конце XIX века и применении в ХХ веке лоботомии для лечения шизофрении. Сас указывает на то, что слияние медицины с государством приводит к необоснованному расширению понятий «болезнь» и «лечение», к усилению зависимости людей от психиатрического контроля и фарминдустрии и к эрозии основных гражданских свобод:

Работа врача, между прочим, состоит в том, чтобы оказывать помощь. Работа судьи, между прочим, в том, чтобы причинять вред: наказывать нарушение закона без согласия нарушителя… Тюремные надзиратели, исполняющие вынесенные судьями приговоры, вредят своим заключённым вне зависимости от результатов вмешательства. Психиатры, исполняющие вынесенные судьями приговоры, также вредят своим пациентам вне зависимости от результатов вмешательства… Разница лишь в том, что тюремщики не объявляют себя благодетелями заключённых, тогда как психиатры настаивают, что они — благодетели недобровольно госпитализированных пациентов… Большинство индивидуумов воспринимают своё насильственное психиатрическое лечение как наказание. Психиатры же настойчиво утверждают, что те, кто подвергается психиатрическому принуждению, являются психиатрическими пациентами, а не психиатрическими жертвами, что психиатрическое принуждение является лечением, а не наказанием, и что те, кто противится их «благотворительности», являются отъявленными врагами заботы о больных, а не защитниками свободы и справедливости. Тот, кто контролирует лексику, контролирует социальную реальность. Эрозия наших свобод — не тайна. Она, главным образом, — результат слияния медицины с государством, слияния, усиливающего зависимость людей от власти фарминдустрии и психиатрического контроля, поощрявшегося и поощряющегося необоснованно широким определением терминов «болезнь» и «лечение». Когда правительство контролирует религию, не только религиозная свобода, но все свободы становятся химерой. Когда правительство контролирует здоровье [людей], не только медицинская свобода, но все свободы становятся химерой.

Оригинальный текст (англ.)   The physician's job, inter alia, is to help: cure disease with the consent of the patient. The judge's job, inter alia, is to harm: punish lawbreaking without the consent of the defendant… Wardens who carry out sentences imposed by judges harm their prisoners, regardless of the outcome of the intervention. Psychiatrists who carry out sentences imposed by judges also harm their patients, regardless of the outcome of the intervention… The difference is that jailers do not claim to be their prisoners' benefactors, whereas psychiatrists insist that they are the benefactors of their involuntary patients… Most persons experience their coerced psychiatric treatment as punishment. That is why psychiatrists insist that the persons subjected to psychiatric coercion are psychiatric patients, not psychiatric victims; that psychiatric coercion is treatment, not punishment; and that individuals who oppose their “benevolence” are wicked enemies of caring for the sick, not defenders of liberty and justice. He who controls the vocabulary controls social reality. The erosion of our liberties is not a mystery. Overwhelmingly, it is the result of the alliance between medicine and the state, intensifying people's dependency on pharmacratic authority and psychiatric controls, fostering and fostered by a hyperinflationary definition of disease and treatment. When the government controls religion, not only religious liberty but all liberty becomes a chimera. When the government controls health, not only medical liberty but all liberty becomes a chimera.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ