Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Сармьенто, Доминго Фаустино: биография

1 мая 1873 года в Аргентине вспыхнуло Второе восстание хорданистов. 28 мая правительство Сармьенто объявило цену за головы мятежного вождя (100 000 песо) и ряда его соратников. К концу лета 1873-го генерал Лопес Хордан оккупировал провинцию Энтре-Риос; правительство Сармьенто усилило давление на хорданистов.

Погребён Доминго Сармьенто в мавзолее на буэнос-айресском кладбище Реколета.

Творчество

Из более чем 50 томов его сочинений лишь три можно условно отнести к художественному творчеству. Это монография о феномене латиноамериканского вождизма (каудилизма) «Цивилизация и варварство. Жизнеописание Хуана Факундо Кироги» (1845), записки «Путешествия по Европе, Африке и Америке» (1849—1851) и книга очерков «Воспоминания о провинции» (1851).

Сармьенто был сторонником модернизации, секуляризма и либеральной демократии, ему были знакомы труды передовых западных политических философов, включая Джона Стюарта Милля и Карла Маркса. Однако он считал допустимым ограничение свобод, опасаясь, что полная свобода может привести к анархии либо гражданской войне.

В соответствии с Сармьентовой концепцией «варварства-цивилизации», противопоставлялись друг другу социокультурные возможности «чистых», способных к порождению и поддержанию ценностей «цивилизации» рас (прежде всего — белой расы) — и «метисных рас», неизбежно воспроизводящих элементы «варварства». С этой точки зрения, латиноамериканская цивилизация представлялась расисту-теоретику Сармьенто (имевшему, однако, некоторую примесь индейской крови) абсолютно несостоятельной, в силу своего метисного: индейско-мулато-гаучского происхождения. Массовая иммиграция содействовала, согласно замыслам Сармьенто, «исправлению расы» и утверждению «европейских ценностей».

При этом в социально-экономических вопросах Сармьенто был приверженцем идеалов равенства и под влиянием идей утопического социализма считал, что просвещение приведёт к преодолению неравенства классов и установлению общественной гармонии.

Посмертная судьба

Многие филологи признают Сармьенто наставником Латинской Америки, одной из крупнейших фигур латиноамериканской истории и культуры.

Один из памятников Сармьенто принадлежит французскому скульптору Огюсту Родену, в 1900 году он был поставлен в Буэнос-Айресе.

Аргентинский философ-коммунист Анибал Понсе посвятил «герою-Сармьенто» восторженное стихотворение в прозе:

В противовес бывшей колонии, с её монархическим и теологическим духом, Сармьенто строил новую культуру! (...) Он воплощал в жизнь идеалы своей героической молодости, учение Сен-Симона, следуя за миражами социалистического романтизма!

Поэт и философ затушёвывал, оставлял «за кадром» те этнические чистки, которые аргентинский президент Сармьенто вёл против туземцев и старожилов страны: индейцев и гаучо. В 1927 г. Понсе пишет книгу «Старость Сармьенто», в 1930 г. из под его пера выходит биография «Сармьенто — строитель новой Аргентины». Анибал Понсе пытался «пристегнуть» разработанную Хосе Инхеньеросом концепцию «архентинидада» к Сармьентовой концепции «варварства-цивилизации».

В 1937 г. в Буэнос-Айресе был основан Исторический музей Сармьенто.

Борхес написал о Сармьенто несколько эссе и посвятил ему стихотворение «Ни мрамором, ни лавром он не скрыт...».

Его именем названо учебное судно ВМС Аргентины — фрегат «Пресиденте Сармьенто», превращённое сейчас в музей в Буэнос-Айресе. Имя Сармьенто также носит одна из улиц аргентинской столицы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ