Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Сааринен, Элиэль

Сааринен, Элиэль

Архитектура

20 августа 1873 - 01 июля 1950

финский архитектор и дизайнер, основоположник стиля модерн в финской архитектуре


Готтлиб Элиэль Сааринен (фин. Gottlieb Eliel Saarinen) (20 августа 1873, Рантасалми, Великое Княжество Финляндское, Российская империя — 1 июля 1950, Блумфилд-Хилс, штат Мичиган, США) — финский архитектор и дизайнер, основоположник стиля модерн («национальная романтика») в финской архитектуре. Отец Ээро Сааринена.

Жизнь

Часть детства провел в деревне Шпаньково под Гатчиной, Санкт-Петербургская губерния, где настоятелем лютеранского прихода служил его отец, Юха Сааринен. Учился в Гатчинской прогиманзии. В 1893—97 учился в Гельсингфорсе (Хельсинки) в Университете (живописи) и в Политехническом институте (архитектуре). С 1903 по 1923 годы жил на собственной вилле Виттреск (Hvittrsk) под Хельсинки, первоначально вместе со своими компаньонами по архитектурному бюро — Армасом Линдгреном и Германом Гезеллиусом. Дважды был женат, второй раз женился в 1904 году на сестре Гезеллиуса — Лойе. Двое детей от этого брака — дочь Эва-Лиза и сын Ээро, впоследствии выдающийся американский архитектор. В 1923 году эмигрировал с семьей в США. Большую часть времени там прожил на территории возглавляемой им Академии искусств Кранбрук (Cranbrook), Блумфилд-Хиллс (Bloomfield-hills), штат Мичиган.

Творчество

Во время учебы свел знакомство с Армасом Линдгреном и с Германом Гезеллиусом, с которыми в 1898 году организовал архитектурное бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen. Вскоре финское трио приобрело международный успех после демонстрации павильона Финляндии на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Среди прочих построек на выставке, выполненных в эклектичном стиле, произведение финнов оказалось ярким манифестом новой архитектуры. Соединение идей немецкого югендстиля, неороманской архитектуры Генри Ричардсона, приемов народного зодчества и фольклорных мотивов породило новое стилевое направление «национальный романтизм», ставшее на несколько лет магистральным в Финляндии и распространившееся в соседние регионы Российской Империи («национальный романтизм» в Латвии и «северный модерн» в Санкт-Петербурге. На волне успеха зодчие строят ряд многоквартирных домов в финской столице и роскошные виллы под Гельсингфорсом и Выборгом. Соединение архитектуры, скульптурного орнамента и дизайна интерьеров сделало эти постройки комплексными произведениями искусства. В собственной вилле Виттреск (Hvittrsk) компаньоны жили и работали вместе до прекращения сотрудничества в 1905 году, когда из состава бюро вышел Армас Линдгрен.

Следующим этапным произведением Сааринена стало здание вокзала в Гельсингфорсе. Первоначальный конкурсный проект в стиле национального романтизма был переработан к 1910 году в новаторскую композицию, эффектно сочетающую строгую монументальность с формами модернизма. Постройка вокзала вызывала мировой интерес и стала программным образцом зарождавшегося стиля арт-деко. Вокзал в Выборге, проекты ратуш для городов Финляндии и церковь св. Павла в Тарту стали продолжением этой линии в творчестве архитектора. До 1907 года Сааринен продолжал сотрудничество с Германом Гезеллиусом, после работал самостоятельно. В этот же период Сааринен пробует себя в области градостроительства, выполняя проекты планировки Будапешта, Канберры, Таллина и районов Хельсинки. Неосуществленные в своё время градостроительные проекты Сааринена (особенно проект «Большой Гельсингфорс», 1915—18, основанный на принципе рассредоточения городской структуры) оказали значительное влияние на теорию и практику градостроительства в Финляндии и скандинавских странах после 2-й мировой войны 1939—45.

В 1922 году Сааринен, наряду с такими известными европейскими архитекторами как Адольф Лоос и Вальтер Гропиус, направил проект в США на конкурс главного офиса газеты Chicago Tribune в Чикаго. Первую премию получил неоготический небоскреб американца Раймонда Худа, проект Сааринена занял второе место. Однако, влияние этой работы на развитие американской высотной архитектуры оказалось гораздо шире. Соединение готической вертикальной ребристости фасадов и ступенчатой формы здания, подобной силуэту ацтекских пирамид, определило облик американских небоскребов в стиле арт-деко на ближайшее десятилетие. Более 40 башен в стиле, заданном Саариненом, было возведено в США на рубеже 1920-х-30-х, в том числе Gulf Building в Хьюстоне, полностью копирующее первоисточник. На волне интереса к своей персоне в 1923 году Сааринен с семьей эмигрировал в США, где занял должность профессора в Университете штата Мичиган. В 1924 году издатель и филантроп Джоржд Бут (George Booth) пригласил Сааринена основать и возглавить художественную академию Кранбрук (Cranbrook). Последующие годы энергия Сааринена как президента академии и главы архитектурного отделения была направлена на организационную и преподавательскую деятельность, а также строительство на её территории. В эти годы Сааринен продолжает работать и как дизайнер, создавая интерьеры своих построек, в частности для собственного дома на территории Академии.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ