Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ригль, Алоиз: биография

Несмотря на идеалистичность предпосылок, теория Ригля позволила разработать разнообразные приёмы анализа художественной формы.

Вклад в развитие теории об охране памятников

Алоиз Ригль является не только известным искусствоведом, но и реставратором, который сделал значительный вклад в разработку целостной теории охраны памятников. Его авторству принадлежит книга «Современный культ памятников. Сущность и происхождение», которая вышла в свет уже в 1903 году. Значимость этой работы для теории реставрации определяется тем, что она переведена на многие языки мира.

В своем труде Алоиз Ригль говорит о том, что сегодня, когда человек живет в концепции идеи развития, каждое прошлое событие является для нас незаменимым и важным звеном в этом постоянном движении прогрессирования, эволюционирования. В связи с тем, что таких событий слишком много, и их количество постоянно растет, так как история продолжает своё развитие и прямых или косвенных свидетельств о новом этапе в той или иной деятельности человека становится больше, внимание уделялось лишь самым важным эпизодам какой-либо сферы жизни людей. Автор говорит о том, что свидетелем этих событий может быть любой памятник, как исторический, так и художественный. Он показывает, что как в историческом памятнике кроется художественная ценность и информация о развитии в творчестве, так и памятник искусства наделен исторической ценностью, представляя собой, своим образом и техникой изображения ступень развития искусства. Так автор заключает, что деление памятников на «исторические» и «художественные», не является точным, в результате того, что вторые подпадают по первое понятие, и появляются среди них. Такое заключение приводит Алоиза Ригля к вопросу о том, что же ценится в произведениях искусства, неужели только их историчность. В действительности ценится больше то, что является более древним. Однако, для произведения искусства не менее важны манера его исполнения, образ, красота, сочетание красок и т.д., то есть те критерии, которыми оно наделено и которые формируются в художественную ценность памятника. Такая ценность является независимой от историко-художественной ценности, она является важной в независимости от того, какая позиция в истории развития искусства принадлежит произведению. Выявление ценности памятника именно с точки зрения с мастерства художника, красоты изображенного и т.д., то есть чисто художественной ценности произведения, порождает вопрос о том, является ли эта ценность такой же самодостаточной, как и историческая, обнаруживается ли она в прошлом также явно. Или она является чисто субъективной для каждого человека, то есть следствием личностного отношения, понимания и интерпретации, в связи с чем, может варьироваться и меняться в зависимости от того, кто смотрит на произведение, в какое время, век, год и т.д. Тогда в таком случае эта ценность не является представленной в представлении о памятнике, как о произведении с памятной значимостью.

Алоиз Ригль говорит о том, что определение художественной ценности зависит от того, какой концепции придерживаться. Первая подразумевает старое представление о художественной ценности произведения, которое наделялось ею в той степени, в которой оно отвечало потребностям формы и сущности прекрасного, принятой всеми, то есть считающаяся объективной, и никогда не имеющей идеального оформления. Вторая концепция связана с новым понятием, к которому Алоиз Ригль пришел в связи с проводимыми им исследованиями, начатые в продолжение идеям Гердера, а именно с художественной волей. Алоиз Ригль, говорит о том, что художественная ценность произведения измеряется в соответствии с тем, насколько она соответствует потребностям современной художественной воли, которые никогда не смогут быть сформированными, так как постоянно меняются в зависимости от времени и человека, то есть являются субъективными и определяются персональными вкусами.

В связи с установлением данной разницы в понимании сущности художественной ценности будет определяться процесс обеспечения охраны памятника. Дело в том, что если нет художественной ценности, которая всегда бы признавалась за произведением, а есть только художественная ценность, которой памятник наделяется в зависимости от вкусов и предпочтений, то есть она определяется в какой-то момент времени и может со временем утрачиваться, меняться, то художественная ценность памятника не может рассматриваться как памятная ценность, а только как настоящая, в присутствующая в данный момент. Когда заходит речь об охране памятника, то учитываться должна и художественная ценность памятника наравне с историко-мемориальной, ведь она хоть и присутствует именно в данный момент, но именно ее выявление в данный момент наделяет памятник определенным отношением со стороны. Однако художественную ценность надо отделять от понятия «памятника». Таким образом, выделяя два группы ценностей памятника, а именно художественную и мемориальную, автор обозначает невозможность говорить «о памятниках искусства и истории», он говорит о памятниках только в рамках истории. Важно понимать, что памятники не наделены изначально смыслами и значениями, мы сами как современные созерцатели наделяем их ими.

Избранные труды

  • Altorientalische Teppiche, Leipzig 1892. Reprint Mittenwald, Mander Kunstverlag, 1979. Mit einer bibliographischen Einfhrung von Ulrike Besch. ISBN 3-88219-090-6
  • Stilfragen, 1893
  • Volkskunst, Hausflei und Hausindustrie, Berlin 1894. Reprint Mittenwald, Mander Kunstverlag, 1978 mit einem Nachwort von Mohammed Rassem. ISBN 3-88219-065-5
  • Die sptrmische Kunstindustrie nach den Funden in sterreich-Ungarn dargestellt in 2 Bnden, 1901 und 1923
  • Das hollndische Gruppenportrt, 1902
  • Der moderne Denkmalkultus, 1903
  • Gesammelte Aufstze, Augsburg — W., 1929.

Литература

  • История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в. — начало ХХ в., кн. 1, М., 1969, с. 65–73;
  • Piwocki К. Pierwsza nowoczesna teoria sztuki. Pogldy Aloisa Riegla, Warsz., 1970.  (польск.)
  • «Популярная художественная энциклопедия» / Под ред. Полевого В. М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
  • «Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социологическую поэтику» Georg Olms Verlag, 1928 (перевод Медведев П. Н.).
  • Рыков, А.В. Алоиз Ригль // Рыков А.В. Формализм. Социология искусства. СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2016.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ