Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ригль, Алоиз

Ригль, Алоиз

Историки

14 января 1858 - 17 июня 1905

австрийский историк, искусствовед, представитель так называемой венской школы искусствознания , сторонник формализма в искусстве


Алоиз Ригль (нем. Alois Riegl; 14 января 1858, Линц — 17 июня 1905, Вена) — австрийский историк, искусствовед, представитель так называемой венской школы искусствознания (Wiener Schule дер Kunstgeschichtе), сторонник формализма в искусстве. Член Австрийской академии наук. Выступал против непризнания и недооценки достижений предыдущих эпох, а также за признание истории искусства академической наукой.

Биография

Вырос в галицийском Заболотове, где его отец был чиновником в управлении табачной торговли. После смерти отца в 1873 году по настоянию опекуна изучал право. В 1874 г. сдал на аттестат зрелости в Кремсмюстере. Поступил в Институт Теодора фон Зикеля, где основательно изучал палеонтологию; учился у Роберта Циммермана, склонного к формализму, что привило Алоизу привычку в ходе изучения искусств стремиться к строгой объективности. Будучи историком искусства, с 1877 по 1898 служил куратором раздела текстиля в Музее искусства и промышленности Эйтельберга, где получил степень (1889) и стал ординарным профессором в университете (1897).В 1901 г., назначен главой комиссии по охране предметов искусства. Несмотря на онкологическое заболевание и прогрессирующую глухоту, Ригль работал до самой смерти. Лидерство в Венской школе после преждевременной смерти Ригля перешло к чеху Максу Дворжаку (1874–1921). Под влиянием их идей о концепции использования и дополнения памятника архитектуры современным способом начинается движение за охрану памятников (клуб «За старую Прагу»), участниками которого были и архитекторы-кубисты.

Сферой интересов Ригля было изучение древнеримского искусства, голландской живописи XVII века и методология сохранения исторического наследия. Для становления взглядов Ригля важное значение имела полемика с теорией Г. Земпера о материале как важнейшем элементе, определяющем законы формообразования.

Вклад в искусство архитектуры

С 1897 года — профессор Венского университета. Наряду с Р. Циммерманом, Э. Гансликом, Г. Т. Фехнером развил эстетические идеи И. Ф. Гербарта. Ригль преобразовал эстетику Гербарта в собственную философию стиля, под которым он понимает «отношения, в которых части находятся друг к другу и к целому».

Отвергая нормативный взгляд на историю искусств, как на эволюционную последовательность периодов «упадка» и «прогресса» на пути к общему идеалу, выдвинул понятие о внутренне присущей художественному творчеству художественной воле, предопределяющей своеобразие эпох искусства, в том числе периодов гаптической (осязательно-плоскостной) и оптической (пространственной) трактовки формы.

В ходе своих исследований в области искусства сделал наиболее значительный шаг в развитии закона об охране памятников в Австрии (1903). Согласно А. Риглю, в основе реставрационного вмешательства лежит стремление к достижению той или иной цели, которые могут быть установлены в зависимости от общественной значимости памятника и его ценности. В своей классификации ценностей памятников архитектуры А. Ригль исходит из признания того, что любой памятник предстает перед нами в качестве двоякой ценности — исторической и современной, соотношение которых зависит от многих факторов. Историческая ценность в данном случае понимается как значение и состояние объекта, которые связаны с первоначальным моментом его существования, т. е. историческая ценность будет тем выше, чем сохраннее оригинал. Именно поэтому в системе критериев А. Ригля особое значение приобретает «ценность давности», которая придает значение возрасту объекта и следам, отразившиеся на нем со временем. Автор подчеркнул документальное значение исторической ценности памятника: «Историческое — это то, что было и чего больше нет». Вместе с тем комплекс «современных ценностей» памятника определяется его общественной значимостью. Среди «современных ценностей» А. Ригль выделяет эксплуатационную и художественную ценности, т. к. они являются относительными и зависят от вкусов и потребностей современного общества.

Уже в 1907 г. А. Ригль приступил к изданию 21-томной энциклопедии «Австрийское искусство. Топография» (Вена, 1907–1927), параллельно с которой в 1910 г. издал работу «Вопросы стиля: основы истории науки об орнаментах», в которой использовал свои познания в позднеримском текстиле, чтобы начать дискуссию об эстетическом материализме Готфрида Земпера. Опровергая утверждение некоторых архитекторов, что материал определяет стиль, А. Ригль изобрел термин «веление искусства» или «художественное намерение» для обозначения автономности жизни форм. Изменение формы является следствием не изменений в обществе, а импульсов, идущих от самих форм. Однако, чтобы подчеркнуть их автономность, А. Ригль ввел термин «воля». Чтобы подчеркнуть особенности искусства Египта и Греции от более поздней живописи, следуя за Циммерманом и Гербартом, А. Ригль подробно описал абсолютное различие осязательного и оптического стилей искусства. Осязательное искусство создаёт скульптурные образы, выделенные, как это было в Древнем Египте, из окружающего пространства. Эти статуи внушают чувство неизменности своими чёткими контурами, причём им совсем не нужны тени. В оптическом же искусстве пространство передаётся в двухмерном изображении посредством светотеней, сложных контуров и импрессионисткой игры света.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ