Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ренкас, Карл Матвеевич

Ренкас, Карл Матвеевич

Активисты

финн по национальности, революционер-подпольщик, участник Гражданской войны , один из первых пилотов гражданской авиации на Дальнем Востоке, работал в последние годы в Хабаровске


Ренкас Карл Матвеевич (фин. Rnks/Рюнгас, 1896 год — 23 февраля 1932 года) — финн по национальности, революционер-подпольщик, участник Гражданской войны (воздушный мастер «штурмовки»), один из первых пилотов гражданской авиации на Дальнем Востоке, работал в последние годы в Хабаровске.

Биография

Карл Матвеевич Ренкас родился в 1896 году в п. Вуоксела (Великого княжества Финляндского в составе Российской империи до 1917 года, с 1917 года по 1940 год — входил в состав Финляндии, ныне Приозерский район Ленинградской области), в семье рабочих, был старшим среди восьми детей. Отец — паровозный машинист, мать — прачка.

С 1908 года — помощник машиниста, с 1914 года — машинист, с 1917 года — революционер-подпольщик, в Хельсинки объявлен как «государственный преступник», в 1918 году — бежал в Петроград.

В 1920 году — закончил Вторую школу морской авиации имени Л. Д. Троцкого (совр. назв. ЕВВАУЛ).

В марте 1921 года — участвовал в ликвидации Кронштадтского мятежа, спецполеты.

В Архангельской губернии вел «штурмовку» и преследование банд с воздуха.

В 1928—1929 годах — в Средней Азии вел борьбу с басмачеством.

В 1929 году — принимал участие в Карской научной экспедиции по приглашению будущего академика В. Ю. Визе.

В январе 1930 года — прибыл в Хабаровск для работы в управление Дальневосточных воздушных линий (ДВЛ) общества «Добролет» (в штате три пилота: Михаил Водопьянов, Василий Капридов и Карл Ренкас) на Сахалинской почтово-пассажирской линии Хабаровск — Оха-на-Сахалине, с продлением до Александровск-Сахалинского. Вместе с М. Водопьяновым готовил первый маршрут перелета.

На Дальнем Востоке выполнял полетные задания со «специфической задачей» — оказание помощи терпящим бедствие.

Весной 1931 года (1-5 апреля) — участник боев с белобандитами (банда Шмонина и Третьяковых) в п. Чумикан и п. Удское на севере Дальневосточного края. На ЮГ-1 (JuG-1) применил «штурмовку».

Из воспоминаний командира отряда ОГПУ Альберта Липского:

«…Мы не слышали выстрелов с земли, но было ясно, что по самолету стреляют. Несколько пуль угодило в пассажирскую кабину, ранило пограничника. Еще больше попаданий пришлось в кабину летчиков. Одна из пуль разбила штурвал, несколькими попаданиями прошита приборная доска. Ряд приборов вышел из строя. Был пробит запасной бак для горючего, и оно струйкой текло по плоскости. Я обратил внимание на командира, который то и дело вслушивался в работу двигателя. Указав кивком головы на приборную доску, прокричал мне на ухо: „…Дотянем ли?“…»

Карл Ренкас вместе с бортмехаником Алексеем Ивановым награждены орденами боевого Красного Знамени «за героизм, выдающуюся находчивость при выполнении трудного оперативного задания, связанного с риском для жизни».

Первая катастрофа на ДВ

Погиб в авиационной катастрофе 23 февраля 1932 года.

Во время взлета с ледового аэродрома с. Нижне-Тамбовское Нижнетамбовского района ДВК (ныне Комсомольский район Хабаровского края) у грузо-пассажирского самолета JuG-1 (ЮГ-1 — Юнкерс грузовой), бортовой СССР Л718 (заводской № 930) общества «Добролет» — на высоте 16 м отвалилось крыло. Самолет упал на лед р. Амур, 9 пассажиров и 3 члена экипаж погибли.

Самолет летел из Александровска-Сахалинского в Хабаровск (полетное время 8 ч. по маршруту протяженностью 920 км, через п. Де-Кастри). Экипаж: пилот Ренкас К. М., бортмеханики Скарятин В. Я. и Васильев И. В.

«Это была первая авиакатастрофа пассажирского самолета на Дальнем Востоке», — заявил заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России Хабаровского края — начальник отдела авиации РО ДОСААФ России края Хабаровского Анатолий Дудаков.
Они летали в труднейших условиях края. И ни одной аварии. Роковая случайность оборвала жизнь замечательных товарищей. …Троих нет, но остались другие. Они объявили себя ударниками „имени трех“. Они будут с честью продолжать их дело…

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ