Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Рейландер, Оскар Густав

Рейландер, Оскар Густав

Искусство - Другое

один из пионеров художественной фотографии, английский живописец-прерафаэлит шведского происхождения


Оскар Густав Рейландер (англ. Oscar Gustave Rejlander, 1813 (?), Швеция — 18 января 1875, Лондон, Великобритания) — один из пионеров художественной фотографии, английский живописец-прерафаэлит шведского происхождения.

Начало творчества

Датой рождения фотографа условно считается 1813 год (документально эта дата не подтверждена), а местом — Швеция. Учитывая театральный характер личности фотографа, в отношении этих фактов высказывались обоснованные сомнения. Его отец Карл Густав Рейландер был по профессии специалистом по обработке камня, но дослужился до офицера шведской армии.

Рейландер учился в Италии живописи, получил некоторую известность как портретист и литограф. Около 1841 года эмигрировал в Англию. Жил первоначально в Линкольне, с 1846 — в Вулверхэмптоне, а с 1862 — в Лондоне.

О своём знакомстве с фотографией он сам рассказывал так:

«В 1852 году я побывал в Риме и увидел фотографии с Аполлоном, Венерой и т. д. и т. п., которые я купил и изучил… Я решил изучить фотографию, как только я вернусь в Англию. Моё представление о фотографии в тот момент не выходило за рамки использования ею как подспорьем в живописи, в частности в портретах и для проведения исследований по перспективе в ландшафтах»

.

В 1853 году он взял урок у лондонского фотографа Николааса Хеннемана, который по его словам длился всего три с половиной часа, так как Рейландер торопился на поезд. Рейландер недостатки в образовании пытался компенсировать экспериментами. Позже он писал: «Я сэкономил бы себе год или больше, если бы счел нужным внимательно изучить основы фотографии хотя бы за месяц». Большое влияние на него оказало творчество Клементины Гаварден (именно он впоследствии составил её официальный некролог).

Рейландер стал создавать фотографические повторения и вариации отдельных фигур и композиций из работ живописцев прошлого, пытаясь создать фотографический эквивалент живописи. Некоторые из этих фотографий он выставлял как произведения искусства (что для того времени было внове), некоторые использовал вместо этюдов для живописных композиций.

Он применял метод «мокрой драпировки», увлажняя тонкую ткань и окрашивая её с помощью кофе. Рейландера интересовала техника создания неподвижного многофигурного снимка. Примитивность техники фотографа превращала эту задачу в трудный процесс. Выход он нашёл в соединении и наложении друг на друга нескольких негативов, что стало началом техники монтажа (впервые такая фотография была выставлена в Лондоне в 1855 году).

Первые опыты фотомонтажа

Первый опыт комбинированной печати, «Групповой портрет из трёх негативов» 1855 года, был, по словам Рейландара, вынужденным решением. Фотограф не смог добиться, чтобы все три фигуры группового портрета были в фокусе одновременно, поэтому предпочёл снять три негатива, а затем совместить их в одном отпечатке. . Толчком же к практическим занятиям художественной фотографией стал спор с коллегой-художником. Оппонент утверждал, что фотография никогда не сможет создать что-либо подобное шедеврам Рафаэля, а Рейландер ответил, что сможет сам создать фотографическую «реконструкцию» «Сикстинской Мадонны». Неизвестно, закончил ли Рейландер этот опыт, но в Королевской коллекции сохранился его «этюд» — фотография двух детей, имитирующая ангелов у ног рафаэлевской Мадонны. Судя по году создания, указанному музеем (1857), это может быть позднейшая авторская копия, выполненная по заказу принца Альберта. Рейландер был не единственным фотографом, пытавшимся коммерциализировать «китч с ангелочками»: десятилетием позже серию подобных работ выпустила Джулия Камерон.

К этому времени работы Рейландера заметили в Лондоне. В 1855 году он выставлялся на Всемирной выставке в Париже, в 1856 году вступил в Королевское фотографическое общество, а в апреле 1857 года был впервые принят принцем Альбертом в Букингемском дворце. Альберт до конца своей жизни покровительствовал Рейландеру, а его ближайшими друзьями стали Чарльз Дарвин и Льюис Кэрролл (сам фотограф-любитель). Однако газетные критики «художественные опыты» Рейландера не одобрили, и он сосредоточился на создании шедевра, который смог бы оправдать его подход в глазах общественности. Настоящая, громкая и скандальная слава пришла к Рейландеру во время Манчестерской выставки изящных искусств 1857 года.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ