Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Растрелли, Бартоломео Франческо: биография

Польский граф Потоцкий в 1776 году купил полное собрание чертежей Растрелли (до 1775 года Курляндия была вассалом Польши, так что интерес графа понятен). С 1932 года папка Растрелли хранится в Национальной библиотеке в Варшаве.

Растреллиевский стиль

Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон (см. ниже) и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора. Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики.

Как пишет Б. Р. Виппер, русскому итальянцу были чужды и «беспечный произвол и асимметрия» французского рококо, и «мистический туман и чувственная экзальтация, которые неотделимы от представления о немецко-австрийском барокко». В отличие от Квасова и Чевакинского, Растрелли не увлекали объёмные контрасты в общих массах дворцовых построек. И тем не менее его лучшие постройки производят впечатление «ликующей мощи и величия», их облик торжествен и праздничен. Во избежание монотонности (которая портит впечатление от таких масштабных свершений позднего барокко, как Мадридская и Казертская резиденции) Растрелли стремился «насытить фасад пластической игрой колонн, пилястров, рустовки, разнообразием наличников и окон, а также богатством расцветки».

Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.

В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля (форма луковичных глав, контрастное цветовое решение).

Сохранившиеся постройки

# Изображение Название Расположение Дата
1 Рундальский дворец Пилсрундале Латвия Латвия 1736—1740 1764—1767
2 Митавский дворец Елгава Латвия Латвия 1738—1740 1763—1772
3 Большой Петергофский дворец Петергоф Россия Россия 1747—1756
Церковь Большого Петергофского дворца Петергоф Россия Россия 1747—1751
4 Андреевская церковь Киев Украина Украина 1748—1767
5 Смольный собор Смольный монастырь, Санкт-Петербург Россия Россия 1748—1764
6 Воронцовский дворец Санкт-Петербург Россия Россия 1749—1757
7 Большой Екатерининский дворец Царское Село Россия Россия 1752—1756
8 Павильон «Грот» Царское Село Россия Россия 1753—1757
9 Павильон «Эрмитаж» Царское Село Россия Россия 1744—1754
10 Царский дворец Киев Украина Украина 1752 1870
11 Строгановский дворец Санкт-Петербург Россия Россия 1753—1754
12 Зимний дворец Санкт-Петербург Россия Россия 1754—1762

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ