Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пущин, Михаил Николаевич (лётчик)

Пущин, Михаил Николаевич (лётчик)

Герои

20 октября 1911 - 25 февраля 1980

советский военный лётчик


Михаил Николаевич Пущин (1911—1980) — советский военный лётчик. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1945). Гвардии подполковник.

Биография

Михаил Николаевич Пущин родился 20 октября 1911 года в городе Екатеринодаре, административном центре Кубанской области Российской империи в семье рабочего. Русский. Образование среднее. По некоторым данным до призыва на военную службу проживал в Новоторжском районе Калининской области.

В ряды Рабоче-крестьянской Красной армии Михаил Николаевич был призван в 1934 году. Уже вскоре член ВКП(б) с 1932 года М. Н. Пущин по спецнабору ЦК ВКП(б) был направлен в Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков, которую он окончил в 1937 году. Перед началом Великой Отечественной войны лейтенант М. Н. Пущин занимал должность командира авиационного звена бомбардировщиков СБ 9-го бомбардировочного полка 7-й смешанной авиационной дивизии Прибалтийского особого военного округа, который базировался в Паневежисе. В боях с немецко-фашистскими захватчиками с 24 июня 1941 года на Северо-Западном фронте: в это день совершил единственный свой боевой вылет на бомбардировщике СБ. В составе группы лейтенант М. Н. Пущин участвовал в бомбардировке крупного узла железнодорожных и шоссейных дорог южнее Тильзита. Боевое задание было выполнено ценой огромных потерь. Из двадцати семи экипажей, участвовавших в налёте, назад вернулось только два, в том числе и экипаж лейтенанта Пущина. Над целью его СБ был сильно повреждён: самолёт имел 212 пробоин, были перебиты тяги руля поворота и элеронов. Сам Пущин был ранен осколком снаряда в голову. Но благодаря отличной технике пилотирования, умело управляя машиной одними моторами и рулём глубины, он сумел вернуться на свой аэродром, чем спас материальную часть и экипаж.

В первые недели войны полк, в котором воевал лейтенант М. Н. Пущин, понёс большие потери и в июле 1941 года был выведен на переформирование. Пущин прошёл переподготовку на бомбардировщике Пе-2 и осенью 1941 года был направлен на должность командира авиационного звена в 99-й ближнебомбардировочный полк 4-й резервной авиагруппы ВВС Юго-Западного фронта. В период боевой работы с 1 октября по 1 ноября 1941 года совершил 25 боевых вылетов на бомбардировку живой силы и техники противника и быстро зарекомендовал себя первоклассным лётчиком, тактически грамотным и волевым командиром. За месяц напряжённых боёв под Харьковом его звено совершало по 4 боевых вылета в день и нанесло противнику большой урон. Так, 4 октября 1941 года звено лейтенанта Пущина нанесло бомбовый удар по скоплению живой силы противника в районе села Великие Сорочинцы. Налёт был настолько дерзким и неожиданным, что шедшие по шоссе колонны немецкой пехоты не успели разбежаться. По сообщениям партизан немцы хоронили погибших в результате бомбардировки солдат в течение трёх дней. Неоднократно экипажам звена при выходе на цель приходилось преодолевать мощную систему противовоздушной обороны врага, но за счёт грамотного противозенитного манёвра и хорошей организации воздушного боя звено не имело потерь от огня зенитной артиллерии и истребителей противника. 22 октября 1941 года при бомбардировке немецких войск в Богодухове на Пе-2 лейтенанта Пущина зенитным огнём был повреждён левый мотор, но он смог на одном моторе вывести самолёт на цель и после удачного бомбометания привёл его на свой аэродром.

Как одному из самых опытных лётчиков полка лейтенанту М. Н. Пущину командование полка поручало ведение одиночных разведывательных полётов с целью обнаружения скоплений немецко-фашистских войск. По обнаруженным Михаилом Николаевичем целям затем наносили удары эскадрильи полка. Так, во время работы 4-й резервной авиационной группы на Южном фронте из 19 совершённых им боевых вылетов около половины были разведывательными. Сведения, добытые лейтенантом Пущиным, способствовали разгрому мотомеханизированных колонн 1-й танковой армии вермахта во время Ростовской операции под Ростовом-на-Дону, за что Михаил Николаевич был награждён орденом Красного Знамени. Всего за время боевых действий на Юго-Западном и Южном фронтах из 133 боевых вылетов 60 вылетов лейтенант Пущин совершил на разведку переднего края обороны противника и его военной инфраструктуры, включая вылеты в глубокий тыл немцев в районы Сталино, Макеевка, Красноармейское, Таганрог и Мариуполь. 24 вылета Михаил Николаевич совершил на выполнение специальных заданий командования, в ходе которых сбросил 250 000 единиц агитационных материалов на немецком языке и 200 000 — на русском. Во время одного из боевых вылетов, действуя в одиночку в глубоком тылу противника, юго-западнее станции Навля он нанёс бомбовый удар по скоплению немецких танков, принимавших участие в карательной операции против партизан. 29 мая 1942 года после возвращения из одиночного разведывательного полёта в район Лозовая — Балаклея — Изюм Пе-2 М. Н. Пущина, ставшего к этому времени старшим лейтенантом, был перехвачен двумя немецкими истребителями Хе-113. В ожесточённом воздушном бою экипаж Пущина сбил один вражеский самолёт, после чего второй истребитель прекратил преследование. Бомбардировщик также получил 18 пробоин, и к тому же у самолёта оказался повреждён центральный бензопровод. На последних каплях топлива Михаил Николаевич всё же сумел дотянуть до аэродрома подскока Сватово, после чего вытребовал себе УТИ-4, на котором доставил ценные разведданные в штаб дивизии.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ