Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Прокопенко, Владимир Прокофьевич: биография

В июле 1943 года 53-я армия вошла в состав Степного фронта. Старший сержант В. П. Прокопенко принимал участие в сражении на Курской дуге в районе Белгорода, Белгородско-Харьковской операции Курской битвы и Полтавско-Кременчугской операции Битвы за Днепр, в составе своего подразделения освобождал Харьков и Полтаву. Особо отличился при форсировании реки Днепр и во время работы на переправе через реку в октябре 1943 года.

В конце сентября 1943 года передовые части 53-й армии Степного фронта вышли к Днепру юго-восточнее города Кременчуга. Ликвидировав немецкие заслоны на левом берегу реки, 30 сентября 1943 года штурмовые отряды 299-й стрелковой дивизии высадились на островке в русле Днепра и уничтожили засевших там немецких автоматчиков. В ночь на 1 октября 1943 года подразделения дивизии приступили к форсированию водной преграды. Их переправу обеспечивали сапёры 17-го отдельного армейского инженерного батальона. Умело маневрируя под огнём противника, старший сержант В. П. Прокопенко на своей лодке первым высадил группу из 20 десантников на правый берег реки у села Чикаловка. В последующие дни Владимир Прокофьевич со своими бойцами под непрекращающимся огнём противника участвовал в наведении паромной переправы, а затем доставлял по ней на правый берег воинские подразделения, технику и боеприпасы. Особенно тяжёлым выдалась ночь на 3 октября 1943 года. Работавшее на переправе отделение старшего сержанта Прокопенко осуществляло переброску на плацдарм армейской артиллерии. Паром из-за большой песчаной отмели не мог приблизиться к правому берегу вплотную. Сапёрам приходилось прыгать в холодную воду и перетаскивать орудия и ящики со снарядами на руках. Во время одного их рейсов осколками снаряда одна из лодок, из которых был сооружен паром, была повреждена. Паром стал крениться на бок и быстро тонуть. Владимир Прокофьевич не раздумывая бросился в воду и увлёк за собой своих бойцов. Вместе они смогли спасти орудия, вытолкав плавсредство на отмель. Всего за ночь старший сержант Прокопенко сделал через Днепр десять рейсов. Ночью 7 октября снарядом перебило трос, по которому перемещался паром. Переправа грозила встать, но Владимир Прокофьевич в рекордно короткие сроки сумел натянуть новый трос. Когда потребовалось перебросить военный груз на триста метров выше по течению, добровольцем вызвался старший сержант Прокопенко. Стоя по грудь в холодной воде под перекрёстным огнём противника, он вытянул лодку в нужное место. За образцовое выполнение боевых заданий командования при форсировании реки Днепр, развитие боевых успехов на правом берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года старшему сержанту Прокопенко Владимиру Прокофьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Пока войска 2-го Украинского фронта вели бои за расширение плацдармов на правом берегу Днепра в ходе Пятихатской и Знаменской операциях, отделение старшего сержанта В. П. Прокопенко продолжало работать на переправе. Затем Владимир Прокофьевич в составе своего подразделения участвовал в освобождении Правобережной Украины, Молдавии и Румынии, сражался на территории Венгрии. В последние месяцы войны его отозвали с фронта и направили на курсы младших лейтенантов инженерных войск. Вернувшись после обучения в свою часть, младший лейтенант В. П. Прокопенко получил назначение на должность командира инженерно-сапёрного взвода 245-го инженерно-сапёрного батальона 54-й инженерно-сапёрной бригады, которая в июне-июле 1945 года в составе 53-й армии была переброшена на Забайкальский фронт. В августе — сентябре 1945 года Владимир Прокофьевич участвовал в Хингано-Мукденской операции Советско-японской войны. Во время передвижения подразделений армии по безводным монгольским степям взвод младшего лейтенанта Прокопенко выполнял задачи по поиску источников воды, рыл и обустраивал колодцы. Затем взвод в составе бригады прокладывал дорогу по перевалам Большого Хингана. Преодолев около 300 километров, подразделения 53-й армии 29 августа 1945 года вышли к реке Синьхэ. Сапёры быстро наладили переправу, насыпав дамбу из земли и песка. Но бурная после проливных дождей река скоро размыла насыпь. В течение 11 часов инженерно-сапёрный взвод Прокопенко героически работал на возведении новой переправы, установив 21 сваю. Войска армии продолжили форсирование Синьхэ, но когда к месту переправы подошла тяжёлая техника, реки изменила русло и стала размывать инженерные сооружения. Сапёры вновь взялись за тяжёлую физическую работу и за четыре часа возвели защитную дамбу из мешков с песком, обеспечив переправу танков и артиллерии.

2 сентября 1945 года японское правительство подписало акт о капитуляции, что ознаменовало собой окончание Второй мировой войны. Младший лейтенант В. П. Прокопенко уволился в запас и вернулся в родное село. До выхода на пенсию работал в совхозе имени Дмитрия Ульянова. 5 октября 1994 года Владимир Прокофьевич скончался. Похоронен на кладбище села Великая Кардашинка Херсонской области Украины.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» (22.02.1944);
  • орден Ленина (22.02.1944);
  • орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985);
  • орден Отечественной войны 2-й степени (20.09.1945);
  • орден Красной Звезды (29.01.1943);
  • медали, в том числе:
    • медаль «За отвагу» (09.07.1942)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ