Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Песталоцци, Иоганн Генрих: биография

Отсюда следует, что сама теория природосообразного образования не может ограничиваться только методами воспитания мышления, а должна равноправно включать в себя физическое и нравственное воспитание. Истинное природосообразное образование должно вызывать стремление к совершенствованию всех человеческих сил в их взаимодействии. Равновесие этих сил предполагает необходимость природосообразного развития каждой основной силы человеческой природы. Природосообразность в физическом и нравственном развитии человека Песталоцци определяет как «развитие по вечным неизменным законам … <находящимся> в согласии с … законами нашей природы».

Природа создаёт ребёнка как неделимое целое, как действительно органическое единство с разносторонними нравственными, умственными и физическими задатками. Она безусловно хочет, чтобы ни один из этих задатков не оставался неразвитым… Развитие одного не только неразрывно связано с развитием другого; природа развивает каждый из этих задатков посредством других и через них: развитие чувств становится средством развития ума, развитие ума влечёт за собой развитие тела, и наоборот…

Однако законы, лежащие в основе природосообразного развития каждой силы человека, по Песталоцци, существенно отличаются друг от друга.

Человеческий ум отнюдь не получит природосообразного развития, если будет развиваться по законам, на основе которых сила человеческой души может развиться до чистейшего благородства. Законы же, по которым природосообразно формируются наши органы чувств и члены, столь же существенно отличаются от законов, способных природосообразно формировать силы нашей души и нашего ума

Роль же воспитания состоит в том, что ход природы в развитии трёх человеческих сил ускоряется, усиливается и доводится до совершенства. В «Лебединой песне» Песталоцци пишет:

Идея элементарного образования есть ни что иное, как результат стремления человечества оказать ходу природы в развитии и формировании наших задатков и сил такое содействие, какое способны оказать ему разумная любовь, развитой ум и хорошо развитые технические склонности.

Физическое воспитание по Песталоцци

Подобный подход применяет Песталоцци и к учению о физическом воспитании ребёнка. Он резко критикует современные ему принципы физического воспитания, справедливо указывая на одностороннюю тренировку отдельных физических умений (фехтование, верховая езда), не заботясь при этом о всестороннем развитии физических сил ребёнка. С другой стороны, Песталоцци вынужден констатировать, что школы не только не способствуют правильному физическому воспитанию детей, но, напротив, причиняют им несомненный вред. Это выражается в подавлении педагогами естественного стремления учащихся к движению, когда их держат по нескольку часов подряд в душных классах, не позволяя даже пошевелиться.

Песталоцци требует, чтобы с самого раннего возраста в жизни ребёнка планомерно осуществлялось его физическое образование. Это образование должно строиться на природосообразных началах, отправляясь от самого ребёнка и его многообразных физических задатков, оно призвано стимулировать их гармоническое развитие, обеспечивать общий подъём физических сил организма. Полноценному в физическом отношении человеку необходимо, по мнению Песталоцци, обладать также соответствующим умственным и нравственным развитием. Исходя из того, что природа ребёнка представляет собой органическое единство его физических, умственных и духовных сил, он требует, чтобы эти силы развивались во взаимодействии, взаимно стимулируя друг друга, но сохраняя при этом свои особенности.

Рассматривая физическое образование как органическую часть своего метода элементарного природосообразного образования, Песталоцци распространяет на него те же общие указания, какие были разработаны применительно к этому методу в целом. Пытаясь найти исходный момент для осуществления элементарного физического образования в самой природе ребёнка, Песталоцци приходит к выводу, что им должно являться естественное стремление к деятельности, проявляющееся с первых дней жизни ребёнка.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ