Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Песталоцци, Иоганн Генрих: биография

Например, для арифметических действий Песталоцци предлагает применять наборы конкретных предметов. Этим путём можно добиться у детей отчётливых представлений о числовых соотношениях. Также Песталоцци активно использует таблицы с изображениями чисел и их соотношений. Одним из ярких примеров применения проповедуемого Песталоцци принципа наглядности является способ изучения детьми дробей. Для этого он брал квадрат и показывал на нём линиями соотношение частей и целого, что позволяло детям уяснить смысл этих понятий не с помощью абстрактных формулировок, а на основе собственного опыта. Таким образом учитель закладывает в сознание ребёнка основу для отвлечённых понятий о соотношении числа и меры задолго до того, как окажется возможным с точки зрения развития ребёнка, подвести его к употреблению условных обозначений целых и дробных чисел.

Ещё более ярко этот принцип был реализован Песталоцци при изучении геометрических форм. Главная цель такого изучения — не только знание названий и отношений между фигурами, но и умение пользоваться этими познаниями в жизни. После показа на первом этапе различных фигур, начиная с простейшей — линии; на втором этапе понятия о фигурах развиваются, например, для прямоугольника вводится соотношение длины и высоты. После этого производится определение различных направлений наклонных линий, острых и тупых углов, членение окружностей и овалов. Благодаря знакомству с подобными определёнными формами, развивается способность к измерению, откуда рождается способность определять отношения всех форм в уже более широком смысле.

Каждый ребёнок самым простым образом становится способным верно судить о каждом предмете в природе по его внешним пропорциям и по его отношениям к другим предметам, а также становится способным определённо высказать своё суждение об этом предмете.

Своеобразие метода наглядности в понимании Песталоцци состоит в том, что «в процессе обучения откладывается на более поздний срок применение всех вообще искусственных приёмов», как при изучении числа и формы, так и при обучении языку. Обучение должно ограничиваться наглядными и естественными способами до тех пор, пока ребёнок не будет доведён до уровня, способного правильно воспринимать искусственные средства педагогики. При этом сведения и умения, полученные естественным и искусственным путём гармонично сомкнутся и вступят во взаимодействие.

Придерживаясь этого принципа в преподавании родного языка, появляется возможность, отбросив книжный язык, обучаться речи, следуя по естественному, природному пути развития. То есть метод обучения родному языку, по Песталоцци, есть ни что иное, как повторение в миниатюре того же пути, которое прошло человечество, обретя язык. В «Памятной записке парижским друзьям о сущности и цели метода» Иоганн Генрих пишет:

При обучении родному языку, точно так же, как при обучении числу и форме, метод по существу является во всех случаях ни чем иным, как закреплением единства чувственного образа единичного предмета с его наименованием.

Таким образом устраняется большое количество вредных последствий, проистекающих из того, что с ребёнком начинают говорить на книжном языке раньше, чем он освоит живую речь. Особенно это практиковалось, отмечал Песталоцци, при изучении религиозных предметов, где зачастую никто не заботился о понимании детьми заучиваемых фраз, а требовалось лишь умение произнести их наизусть.

О век наш!… Своим книжным языком ты … вводил ребёнка в мир призрачных понятий, которые придавали в его уме пустым, лишённым всякой предметной основы словам мнимую и призрачную значимость, в результате чего убивалась та реальная значимость, которой должны были в его сознании обладать сами вещи.

Таким образом, дети приобрести первоначальные знания, насколько это возможно, из собственных наблюдений над реалиями окружающего мира, и только потом на их основе надстраиваются более общие и более обширные воззрения.

Учение Песталоцци о трёх человеческих силах

Согласно учению Песталоцци, человеческая природа состоит из совокупности задатков и сил, отличающих человека как homo sapiens. Песталоцци выделяет три основных способности, определяющих сущность человеческой личности — способность мыслить, способность создавать и способность чувствовать. Таким образом, Песталоцци различает троякие силы человеческой природы — умственные, физические и нравственные, или, пользуясь терминологией самого Песталоцци, силы ума, руки и сердца. Лишь развивая параллельно и в тесной связи все три силы, не делая упора на какую-то одну в ущерб другим, можно развивать полноценную личность. Требование гармоничного развития «всех сил и способностей человеческой природы» лежит в основе разработанной Песталоцци концепции.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ