Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Аль-Хасан ан-Наубахти: биография

Ал-Хасан ибн Муса излагает не только учения своих единомышленников, но приводит аргументацию и своих идейных противников, не стремясь при этом к очернению или сознательному искажению их учений.

Среди утраченных сочинений ал-Хасана ибн Мусы немалый интерес представляет «Книга взглядов и верований» («Китаб ал-ара ва-д-дийанат»), о которой можно судить по дошедшим до нас фрагментам из неё (труд этот не был завершен автором). Ан-Наджаши, изучаший этот труд, отзывается о нём как о «хорошем сочинении, содержавшем многочисленные сведения [по истории религии]».

«Книга взглядов и верований», судя по извлеченным Х. Риттером цитатам, содержала разнообразные сведения о верованиях различных народов, о эллинской философии. В частности, ан-Наубахти излагает теорию познания софистов, учение дуалистов, философию Сократа. Немалый интерес представляет изложение верований народов Индии (в частности, брахманов), учения зороастрийцев и астрологических концепций.

Шиитские секты (книга)

В самом начале сочинения автор изложил своё намерение описать секты, возникшие после смерти пророка Мухаммада, их учения и расхождения между ними относительно имамата. При этом автор оговорил, что речь пойдет не только о шиитских, но и о нешиитских сектах общины. Эта оговорка, как и действительное содержание первой части труда, не соответствует названию сочинения: «Шиитские секты»,

После этого вступления автор переходит к изложению расхождений, возникших в ранней мусульманской общине по вопросу о праве на верховное руководство общиной до убийства Османа (стр. 2-4) и после убийства (стр. 5-6). Далее следует описание разногласий, возникших в результате убийства Али, — приводятся мнения мурджиитов, джахмитов, хашвитов и «рационалистов» (асхаб ар-рай) о праве на имамат и качествах, которыми должен обладать глава мусульманской общины (стр. 6-8). Затем приводятся мнения различных групп мутазилитов и «традиционалистов» (ахл ал-хадис) об имамате «превосходящего» и «превзойденного» (стр. 8), расхождения по вопросу завещания (стр. 8).

Значительное место автор уделяет разногласиям между джахмитами, мутазилитами, хариджитами и бутритами о праве на имамат и необходимости последнего (стр. 8-12).

Далее излагаются расхождения, возникшие по поводу борьбы Али с Талхой и аз-Зубайром, между шиитами, зейдитами, различными группами мутазилитов, мурджиитов и хашвитов (стр. 12-14). Затем — расхождения между хариджитами, шиитами, мурджиитами, мутазилитами и хашвитами относительно третейского суда (стр. 14-15).

После общего рассуждения о многочисленных расхождениях внутри мусульманской общины по самым различным вопросам (стр. 15) автор переходит к изложению истории возникновения одной из первых сект в общине — шиитов (стр. 15-17), среди которых он выделяет ранних бутритов (стр. 18), джарудитов и зайдитов (стр. 19).

Далее автор повествует о расхождениях среди самих алидов после убийства Али и о возникновении алидских сект: сабаиты (стр. 19-20), кайсаниты (стр. 20-21), приверженцы имамата ал-Хасана ибн Али (стр. 22) и его брата ал-Хусайна (стр. 22).

Затем следует изложение разногласий среди алидов после убийства ал-Хусайна (стр. 23): история образования секты мухтаритов-кайсанитов (стр. 24) и «крайних» сект — приверженцев имамата Мухаммада ибн ал-Ханафийи — карбитов, байанитов и др. (стр. 25-27); хашимиты (стр. 27) и расхождения среди них после смерти Абу Хашима: «истинные» кайсаниты-мухтариты (стр. 28), хариситы (стр. 29), «крайние» равандиты — сторонники передачи имамата от Абу Хашима в потомство ал-Аббаса (стр. 29-30), байаниты — «крайние» приверженцы Абу Хашима (стр. 30-31). После этого автор возвращается к описанию сект, образовавшихся после убийства Абдаллаха ибн Муавийи (стр. 31-32).

На стр. 32-34 изложены учения хуррамдинитов о круговращении, переселении и воскресении душ и особенно подробно — учение мансуритов о переселении душ (стр. 34-37). Там же приводятся мнения зайдитов, мугиритов и кайсанитов по этому вопросу (стр. 37). Продолжая повествование о «крайних» сектах, автор приводит учения хаттабитских сект — «истинных» хаттабитов, базигитов, сариитов и муаммаритов (стр. 37-41) — и завершает этот раздел общими рассуждениями о «крайних» сектах, причисляющих себя к шиитам (стр. 41).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ