Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мухина, Валерия Сергеевна

Мухина, Валерия Сергеевна

Психологи

День рождения 22 января 1935

советский и российский психолог, педагог и философ, основатель и руководитель научной школы «феноменология развития и бытия личности»


Валерия Сергеевна Мухина (род. 22 января 1935 года, Никольск-Уссурийский, СССР) — советский и российский психолог, педагог и философ, основатель и руководитель научной школы «феноменология развития и бытия личности». Академик РАО (1992) и РАЕН, доктор психологических наук (1972), профессор (1973), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1992).

Заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета (с 1988 года). Главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества. Член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование». Член Союза писателей России и Московского союза журналистов.

Биография

Родилась 22 января 1935 года в городе Никольск-Уссурийский в Приморском крае (в феврале 1935 года город был переименован в Ворошилов, с 1957 года — Уссурийск). Отец — кадровый офицер Красной Армии — погиб на фронте Великой Отечественной войны в 1942 году.

Уже в школьные годы оформился интерес В. С. Мухиной к зоопсихологии, сформировавшийся под влиянием работ одного из крупнейших российских учёных-зоопсихологов Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс. Н. Н. Ладыгина-Котс стала учителем В. С. Мухиной и её руководителем во время обучения на биолого-химическом факультете Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, который Мухина окончила в 1956 году. Под руководством Н. Н. Ладыгиной-Котс она училась наблюдению за поведением животных.

В конце 1950-х годов В. С. Мухина осуществила на базе Московской психиатрической больницы им. П. П. Кащенко серию экспериментов по использованию дрессированных животных для лечения психически больных детей, в результате которых были получены обнадёживающие результаты.

С 1962 года В. С. Мухина начала преподавательскую работу на кафедре психологии МГПИ им. В. И. Ленина. В 1965 году она защитила кандидатскую диссертацию, а в 1972 году — докторскую.

Автор дневника матери, уникального по продолжительности непрерывного научного наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов, — от рождения до 7 лет (издан в книгах «Близнецы: Дневник развития двух мальчиков», 1968, 1997 и «Таинство детства», 1998, 2000, 2004).

В 1960—1970-х годах исследовала знаковую функцию сознания в развитии графических образов у детей (книга «Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта», 1981). В 1970-х годах В. С. Мухина выявила психологическую одновременность вхождения ребёнка в мир реальных предметов и в мир их символических замещений, постепенное ослабление прямой зависимости детского поведения от функционального назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребёнка в сфере его действий с предметами-заместителями и в развитии рефлексии.

С 1970-х годов разрабатывает проблему развития личности посредством механизмов идентификации-обособления. На этой теоретической базе обосновала варианты психологического сопровождения и поддержки с учётом возраста, пола, этнической и конфессиональной принадлежности человека на всех этапах его онтогенеза.

В 1975—1980 годах предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых включила: 1 — эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; 2 — притязание на признание; 3 — половую идентификацию; 4 — психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 — социальное пространство личности — её права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии человека как личности, в том числе связанных с групповыми и этническими проблемами.

С 1988 года по настоящее время заведует кафедрой педагогической психологии (ныне кафедра психологии развития) МПГУ. С 1992 по 1998 год одновременно была директором Института развития личности РАО. С 1997 года под её руководством начал выпускаться журнал «Развитие личности», ставший одним из ведущих профессиональных периодических изданий нашей страны.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ