Аттила: биография
Нашествие Аттилы в Галлию в 451 году и его встреча с папой римским Львом в 452 году оставили богатый след в католической житийной литературе. В средневековых сочинениях Аттилу стали называть Бич Божий (flagellum Dei) или Гнев Божий, отражая латинскую церковную традицию рассматривать вождя гуннов как коллективное наказание, посланное народам за недостаточно усердное служение Богу. В начале VII века Исидор сформулировал устоявшиеся воззрения на гуннов Аттилы:
Они были гневом Господним. Так часто, как его возмущение вырастает против верующих, он наказывает их Гуннами, чтобы, очистившись в страданиях, верующие отвергли соблазны мира и его грехи и вошли в небесное королевство.
В более позднее время Аттилу стали рассматривать как символ дикого варварства, несущего одни только разрушения для западной цивилизации.
В отличие от церковной традиции, Аттила в германском эпосе практически не отличается от германских королей и характеризуется как добродетельный славный правитель, гостеприимный и справедливый с вассалами. Такой образ развивается в скандинавских песнях «Старшей Эдды» и героическом сказании «Песня о Нибелунгах».
Около 1200 года в венгерском королевстве писец придворной канцелярии, за которым укрепилось наименование Анонима, написал Gesta Hungarorum («Деяния венгров»). Аноним, по его же словам, решил рассказать в своём скорее литературном, чем историческом, сочинении о «происхождении мадьярских королей и дворян», поскольку об их предках во времена Анонима можно было узнать только из «лживых мужицких сказок» и «болтливых былин». Таким образом автор в отсутствие источников сочинил героическую историю венгерского дворянства, в которой он сделал Аттилу родоначальником венгерских королей. Последователь Анонима Шимон Кезаи развил образ Аттилы в своей «Истории венгров», написанной ок. 1283 года, и до настоящего времени имя Аттила является популярным в Венгрии.
Профессор археологии Лотте Хедеагер приводит аргументы в пользу того, что образ Одина в скандинавских сагах, в частности в Саге об инглингах, сложился в результате слияния образов божества древних германцев Вотана и Аттилы под воздействием экспансии гуннов. Об этом может говорить ряд совпадений в мифологической биографии Одина и Аттилы, путь завоеваний в эпосе похожий на перемещения гуннов в 4-6 веках, значительная роль провидцев и шаманов у гуннов с функциями аналогичными действиям Одина, а также эволюция изображений верховного божества на археологических находках того времени.
Образ Аттилы в искусстве
Нумизматика
В 2009 году Нацбанк Казахстана выпустил памятную серебряную монету «Аттила» в серии «Великие полководцы» номиналом 100 тенге и тиражом 13 тысяч штук. Монета «Аттила» изготовлена из серебра 925 пробы, масса 31,1 грамма, диаметр 38,61 мм. На лицевой стороне (аверсе) монеты «Аттила» изображен скачущий на коне воин, в центральной части оборотной стороны (реверса) расположено позолоченное изображение старинного медальона с изображением Аттилы. В нижнем секторе изображены три скачущих на коне воина, в верхнем секторе по окружности расположена надпись «ATTILA THE HUN» на английском языке и числа «406—453» обозначающие годы жизни полководца. Монета получила диплом в номинации «Монета года» на международном конкурсе «Монетное созвездие-2010» в Санкт-Петербурге, на котором были представлены 209 монет из 24 стран мира.
Предания
Аттила, выведенный под именем Этцель — один из главных героев германского эпоса, «Песни о Нибелунгах».
Литература
- Данте сделал Аттилу одним из персонажей своей «Божественной комедии» (1321), назвав его «бичом земли».
- Геза Гардони, исторический роман «Невидимый человек» / «A lthatatlan ember» (1901)
- Евгений Замятин, роман «Бич Божий», 1935
- Дмитрий Кедрин, поэма «Свадьба», 1940
- Луи де Вол. «Аттила». М.: Эксмо, 1996
- Соловьев Анатолий. «Аттила: Сокровища Аттилы». Исторический роман. М., 1997.
- Мурад Аджи . «Европа, тюрки, Великая степь», М.: Мысль,1998
- Бувье-Ажан М. «Аттила — Бич Божий» (серия ЖЗЛ), М., 2003.
- Мурад Аджи. «Тюрки и мир: сокровенная история». М.: ООО « Издательство АСТ», 2004
- Эдвард Хаттон. «Аттила. Предводитель гуннов». М., 2005. (Nomen est omen).
- Иван Билык. «Меч Арея». Роман. Киев, 2005.
- Дитрих Уильям. «Бич божий». Исторический роман. М., 2008.
- Уильям Нэйпир. «Аттила» (Человек или демон). М., 2008
- Michael Curtis Ford. «The sword of Attila», St.Martin’s Press, 2006
- Christopher Kelly. «Attila the Hun: Barbarian Terror and the Fall of the Roman Empire», Bodley Head, 2008.