Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мардер, Абрам Павлович

Мардер, Абрам Павлович

Архитектура

12 сентября 1931 - 20 ноября 2013

советский и украинский архитектуровед, архитектор, доктор архитектуры , профессор


Абрам Павлович Мардер (12 сентября 1931, Киев — 20 ноября 2013, Киев) — советский и украинский архитектуровед, архитектор, доктор архитектуры (1996), профессор (2001).

Биография

Окончил архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института (1955; ныне — Киевский национальный университет строительства и архитектуры). Работать начал с 1952 года в должности мастера гражданского строительства Днепростроя (Каховская ГЭС). По окончании института более десяти лет трудился в промышленных проектных организациях архитектором, старшим архитектором, руководителем проектной группы, главным архитектором проектов.

Среди построек и проектов:

  • конкурсные проекты Пантеона в Киеве (1954),
  • проект памятника Абу-Али ибн Сине (Авиценне) в Бухаре (1955),
  • антисейсмический 8-квартирный двухэтажный жилой дом в Ашгабаде (1958),
  • здания ТЭЦ Городищенского (Черкасская обл.), Андрушевского (Житомирская обл.), Лучанского (Киевская обл.), Александрийского, Мало-Висковского (Кировоградская обл.), Гнедавского (Волынская обл.)
  • сахарных заводов (1959—1961),
  • котельная Смелянского молочного комбината (Черкасская обл., 1961),
  • автовокзалы в городах Севастополь, Донецк, Шахтёрск, Евпатория, Енакиево, Краснодон (1961—1962),
  • типовой проект ВТП-10 «Автовокзал на 5 автобусов в час» (1961),
  • гараж-гостиница для автомобилей в Киеве (1962),
  • СТО легковых автомобилей в Киеве (1963),
  • производственно-вспомогательный корпус ТЭЦ-3 в Грозном (1963—1964),
  • и проч.

С 1964 аспирант, с 1967 младший, затем старший научный сотрудник Государственного НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства в Киеве, в 1977—1995 — ученый секретарь института, в 1995—2003 — заместитель директора по научной работе. С 2004 — профессор кафедры теории архитектуры Киевского национального университета строительства и архитектуры.

Действительный член Украинской академии архитектуры (1998; чл.-корр. — с 1992), доктор архитектуры (1996), профессор (2001). Кандидатская диссертация: «Архитектурная композиция тепловых электростанций» (1971, защищена в Харьковском инженерно-строительном институте), докторская: «Понятийно-теоретические основы эстетики архитектуры» (1996, защищена в Киевском государственном университете строительства и архитектуры).

Архитектуроведческая концепция А. П. Мардера

Многолетнее исследование природы и сущности архитектуры, соотношения её с искусством, понятийного аппарата общей эстетики и эстетики архитектуры привели А. П. Мардера к ряду положений, имеющих принципиальное значение для понимания проблем эстетики архитектуры и способных сыграть роль определенных постулатов архитектуроведения. Эти положения можно объединить в четыре основные группы.

I. Природа и сущность архитектуры.

— Понимание и определение архитектуры как формы пространственной самоорганизации материи, формы общественного бытия человека, необходимого условия его реальной биологической и социальной жизни в отличие от искусства как формы общественного сознания, формы отражения жизни.

— Связанное с таким пониманием понятийное разведение архитектуры и искусства как социальных явлений одного уровня, ни одного из которых не может рассматриваться как часть другого или относящееся к другому, как вид к роду.

— Утверждение, что реальные здания и сооружения могут рассматриваться и как произведения архитектуры, и как произведения искусства, но понятия «произведение архитектуры» и «произведение искусства» не синонимичны. Эти понятия фиксируют разные качества реально существующих зданий, сооружений, комплексов, их включенность в различные социальные явления. Здания и сооружения могут быть художественными произведениями, но могут и не быть таковыми, будучи полноценными высококачественными произведениями архитектуры.

II. Эстетика архитектурных форм.

— Понимание эстетики архитектурных форм как эстетики реальной жизни. Красота зданий (сооружений) по своей природе и сущности тяготеет не к красоте произведений искусства (художественного отражения жизни), а к красоте нерукотворных форм природы. Она является выражением сущностного совершенства, функционально-пространственной целесообразности и гармонии зданий и сооружений.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ