Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Архит Тарентский

Архит Тарентский

Философы

философ-пифагореец, математик и механик, теоретик музыки, государственный деятель и полководец


Архит Тарентский (др.-греч. , лат. Archytas, Тарент, 428 год до н. э.—347 год до н. э.) — философ-пифагореец, математик и механик, теоретик музыки, государственный деятель и полководец.

В честь Архита назван кратер на Луне.

Биография

Краткие сведения о жизни Архита изложены у Аристоксена и Диогена Лаэртского.

Родился в Таренте, учился у Филолая. Преподавал математику Евдоксу Книдскому, затем вместе с бывшим учеником обучал Менехма.

Архит был современником и другом Платона. По настоянию Архита Платон был освобожден из заключения во время третьего своего путешествия в Сицилию.

Семикратно Архита избирали на должность стратега; он провёл несколько успешных военных кампаний против латинских соседей. Диоген Лаэртский писал о нём: «Всяческими своими добродетелями вызывал он всеобщее восхищение». Архит немало сделал для облегчения жизни простых граждан; Аристотель в книге «Политика» сообщает, что он изобрёл детскую погремушку: «нужно считать прекрасным изобретением ту погремушку Архита, которую дают малым детям, чтобы они, занимаясь ею, не ломали ничего из домашних вещей: ведь то, что молодо, не может оставаться спокойным».

Научная деятельность

Отрывки из трудов Архита «О математических науках» и «Беседы» цитируются в сочинениях Аристотеля и других античных авторов.

Метод

Архит занимался всеми математическими науками () — арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией. Ему принадлежит знаменитое высказывание об этих четырёх дисциплинах (названных Боэцием позже квадривием):

«Знатоки математических наук пришли к верному познанию и нет ничего странного в том, что они правильно судят о свойствах всех отдельных вещей. Ибо раз они верно познали природу Вселенной, то должны были верно усмотреть и свойства отдельных вещей. И о скорости звезд, и о восходах и заходах передали они нам точные познания, о и геометрии, и о числах, и в не меньшей степени о музыке. Думается, что науки эти — родные сестры, ибо они занимаются двумя первоначальными родственными видами сущего».

Геометрия

Из математических работ Архита сохранился отрывок в комментарии Евтокия ко 2 книге трактата Архимеда «О шаре и цилиндре». Со ссылкой на «Историю геометрии» Евдокса Книдского Евтокий приводит найденное Архитом решение задачи об удвоении куба. Это решение, самое первое в истории математики, основано на отыскании точки пересечения трёх поверхностей — конуса, цилиндра и тора. Кривая восьмого порядка, образованная пересечением тора с цилиндром — кривая Архита — получила название в честь учёного.

Гармоника

Ценные фрагменты учения Архита о музыке содержатся в «Гармонике» Птолемея, в комментарии Порфирия на «Гармонику» Птолемея, в «Арифметике» Никомаха, в «Музыке» Боэция. Согласно предположениям Б. Л. Ван дер Вардена, VIII книга «Начал» Евклида, а также входящий в евклидовский корпус трактат «Деление канона» написаны на основе сочинений Архита. Архит, возможно, первым описал три разновидности пропорций, использующихся в гармонике — арифметическую, геометрическую и гармоническую. Он обосновал тезис о неделимости эпиморного отношения чисел на два равных рациональных отношения, который определил важнейший аргумент последователей пифагорейской музыкально-теоретической традиции против последователей Аристоксена в науке античности, Средних веков и эпохи Возрождения. Архит впервые описал «большую терцию» как интервал в отношении 5:4, который, согласно его теории, входит в состав энармонического тетрахорда.

Механика

Диоген Лаэртский сообщает, что Архит «первый упорядочил механику, приложив к ней математические основы, и первый свёл движение механизмов к геометрическому чертежу». Авл Геллий в «Аттических ночах» со ссылкой на Фаворина пишет, что «Архит Тарентский, искушённый помимо прочего, в механике, сделал летающего деревянного голубя» (), пролетевшего около 200 метров.

Космология

Архиту принадлежит классический довод в пользу бесконечности Вселенной:

«Окажись я на краю Вселенной, то есть на сфере неподвижных звёзд, мог бы я вытянуть вовне руку или палку в ней? Допущение, что не мог бы вытянуть, нелепо. Но если вытяну, тогда то, что вовне, окажется либо телом, либо местом (что совершенно безразлично). Таким образом, сколько раз не допускай границу Вселенной, всякий раз мы будем аналогичным образом подходить к ней и задавать тот же самый вопрос».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ