Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Лян Шумин: биография

В работе «Сознание и жизнь» Лян Шумин приводит к завершению свою концепцию жизни. (Концепция эволюции в этой книге в основном тождественна представленной в «Основах…»). Здесь он при помощи дихотомии «суть — применение» объясняет различие между терминами «шэнмин» и «шэнхо», которые ранее употреблял как взаимозаменяемые.

Лян Шумин указывает, что у человеческой жизни есть две стороны — индивидуальная и социальная, причем индивидуальную можно рассматривать как вторичную. Сознание — это разум (лисин кит. ) и интеллект, то есть сторона человеческой жизни, свободная от инстинкта. Несмотря на ограничения, поставленные жизнью самой себе, она слитна и нераздельна; человеческая жизнь непосредственно единотелесна с космосом, её не ограничивают ни пространство, ни время. Вычленение себя во времени и пространстве — это ошибка, которую допускают люди. Так не ошибаются те, кто руководствуется инстинктом. Однако человек ошибается только потому, что он может быть прав. Жизнь дала человеку право на ошибку, чтобы он впоследствии смог её исправить и осознать своё единство с универсумом. В нём жизнь стремится к крайней одухотворенности и свободе. Характеристика жизни — недвойственность (здесь Лян Шумин отсылает нас к неоконфуцианской интерпретации понятия «человечность» — жэнь как состояния вселенной). Суть человеческого сознания — это сама суть вселенной, сама жизнь. У сознания нет границ. Будучи тождественно с жизнью, оно первично по отношению к миру. Жизнь постоянно преодолевает телесное, но пока она не может обходиться без тела — поэтому и сознание пока заключено в теле.

В «Сознании и жизни» сказано, что следует различать две сути (ти) жизни: изменяющуюся и спокойную. Спокойное основание этого мира, где нет ни смертей, ни рождений, также взято из буддизма. Однако ранее, в «Культурах…», Лян Шумин называл его «неживой» сутью вселенной; это создавало неудобный дуализм, который не удавалось снять при помощи указаний на необходимость познания всех трёх уровней мира. В «Сознании и жизни» «таковость» названа живым, хоть и неподвижным, источником мира, то есть Лян Шумин отказалася от высказанного в «Основах…» постулата о том, что жизнь в основе своей не спокойна и может существовать только в движении. Здесь проявилось и его стремление к примирению конфуцианства и буддизма в одном мировоззренческом пространстве: конфуцианская философия, следовательно, занимается одним аспектом великой жизни, а буддийская — другим. Результатом стала модель антропоцентрического космоса, проникнутая этикой и основанная на дихотомии «покой — движение».

Произведения

  • Лян Шумин цюань цзи (Полное собрание сочинений Лян Шумина). Тт. 1-8. Цзинань, 1989—1993 (. , 1989—1993, 8).
  • Дун си вэньхуа цзи ци чжэсюэ (Культуры Востока и Запада и их философии) // Т. 1. С. 321—547.
  • Чжунго вэньхуа яои (Основы китайской культуры) // Т. 3. С. 1-316.
  • Жэньсинь юй жэньшэн (Сознание и жизнь) // Т. 3. С. 523—759.
  • В чём специфика китайской культуры? // Проблемы Дальнего Востока, 2004, № 4. Пер. А. Б. Калкаевой (Старостиной).
  • Les cultures d’Orient et d’Occident et leurs philosophies. Traduit du chinois et annote par Luo Shenyi. Paris, 2000.
  • Dong-Xi wenhua ji qi zhexue (Abschnitten). bersetzung von Wesolowski Z. // Wesolowski Z. Lebens- und Kulturbegriff von Liang Shuming (1893—1988). Nettetal, 1997.

Литература

  • . . 1996.
  • .  — . , 2001.
  • . , 1993.
  • . . , 1999.
  • Alitto G.S. The Last Confucian. 2 ed., Berkley, 1986.
  • An Yanming. Liang Shuming and Henri Bergson on intuition: cultural context and the evolution of terms // Philosophy East and West, vol. 47, № 3 (1997.07). Honolulu. pp. 337–362.
  • Thogersen S. Reconstructing Society: Liang Shuming and the Rural Reconstruction Movement in Shandong // Reconstructing Twentieth-Century China: State Control, Civil Society, and National Identity (Studies on Contemporary China). Ed. by K.E. Brodsgaard, D. Strand Oxford, 1998. P. 139—162.
  • Wesolowski Z. Lebens- und Kulturbegriff von Liang Shuming (1893—1988). Dargestellt anhand seines Werkes Dong-Xi wenhua ji qi zhexue. Sankt Augustin: Institut Monumenta Serica. Nettetal, 1997.
  • Делюсин Л. П. Китайская идея Лян Шумина //XXIV НК ОГК. Тезисы докладов. Ч. 2. М., 1993. С. 78-84.
  • Калкаева А. Б. «Ритуал» и «музыка» в философии Лян Шумина // Философские науки. М., 2004. № 5. С.54-71.
  • Куо Шао-тан. Философские взгляды Лян Шу-мина // Вопросы философии. 1957.№ 1.
  • Краснов А. Б. Категория «лисин» в философии Лян Шумина //XXI НК ОГК. Тезисы докладов. Ч. 1. М., 1990. С. 199—201.
  • Старостина А. Б. Философия истории Лян Шумина. М., 2009.
  • Цверианишвили А. Г. Лян Шумин и его концепция национального спасения Китая. Диссертация на соискание ученой степени к.и.н. М., 1986.
  • Цверианишвили А. Г. Лян Шумин и Ху Ши о культурах Востока и Запада // 15-я научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.3. М., 1986.
  • Цверианишвили А. Г. Культурологические воззрения Лян Шумина // Общественно-политическая мысль в Китае. М.Наука. 1988.
  • Цверианишвили А. Г. Лян Шумин и Бертран Рассел о китайской и западной культурах // Развивающиеся страны. Политика и идеология. М., 1985.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ