Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Людевиг, Николай Юльевич

Людевиг, Николай Юльевич

Педагоги

02 мая 1877 - 20 апреля 1942

российский и советский яхтсмен, организатор парусного спорта, педагог, конструктор яхт


Внешние изображения
Портрет

Николай Юльевич Людевиг (2 мая 1877, Либава, Российская Империя — 20 апреля 1942, Ленинград, СССР) — российский и советский яхтсмен, организатор парусного спорта, педагог, конструктор яхт.

Биография

Родился в Либаве в семье земского врача Юлия Васильевича Людевига, получившего личное дворянство за самоотверженную работу во время холерных эпидемий. После переезда семьи в Санкт-Петербург учился в реформатском училище, позднее в гимназии. Хорошо рисовал, посещал рисовальную школу Штиглица, однако из-за дальтонизма художественная карьера не состоялась. Тот же дальтонизм помешал избрать профессию моряка, о которой он мечтал.

Поступил на службу агентом в классификационное и страховое общество "Русский Ллойд". Желание ходить на яхтах привело его в 1903 года в яхт-клуб «Гаванское парусное общество». В 1904 году приобрёл шхуну водоизмещением 3 тонны, названную "Буревестник". Начиная с навигации 1905 года стал показывать завидные результаты — выиграл представительные гонки на приз Почетного командора Петербургского речного яхт-клуба и неоднократно занимал призовые места в других парусных соревнованиях. выступая на редкость стабильно. В числе его трофеев были самые престижные в России кубки — командора Речного яхт-клуба, начальника Балтийского завода М. И. Кази, Гвардейского экипажа, высочайше утвержденного Невского яхт-клуба, Министерства торговли и промышленности.

В 1912 году был организован «Российский парусный гоночный союз», в состав которого избирались наиболее авторитетные спортсмены. Н. Ю. Людевиг стал членом технического отделения союза, ему присвоили звание «присяжного мерителя». С этого момента начинается плодотворная организационная деятельность Николая Юльевича. Был избран вице-командором Петербургского Морского яхт-клуба, в который накануне Первой мировой войны было преобразовано Гаванское парусное общество.

Увлекался буерами. Вспоминая буерные сезоны 1913 и 1914 годов, адмирал Ю. А. Пантелеев называл Людевига Н. Ю. опытнейшим буеристом и конструктором буеров: он был одним из создателей мощного буера «русского» типа — «чертогона» с грузовой площадкой.

Служба на флоте

С началом Первой мировой войны Николай Людевиг записался добровольцем во флот. Был назначен на крейсер "Пересвет" для перегона из Владивостока через Суэцкий канал в Средиземное море и далее вокруг Европы. 4 января 1917 года крейсер вышел в море из Порт-Саида и, пройдя всего 10 миль, взорвался и погиб. Людевиг находился в воде два с половиной часа и был спасён. Этот эпизод подробно описан в книге в книге Николая Черкашина «Судеб морских таинственная вязь» (1990).

Советские годы

Первые послереволюционные годы парусный спорт переживал кризис: часть яхт ушла за границу, часть была брошена и расхищалась. Для организации морского всевобуча решено было использовать крупные яхты и шлюпки. Николай Людевиг вошёл в комиссию по национализации и комплектованию имущества яхт-клубов. Он составил первые учебные программы подготовки как тренеров, яхтенных капитанов, так и матросов. Его же назначили председателем первой в РСФСР квалификационной комиссии по парусному и буерному спорту. Он же вёл и морскую практику. Летом 1919 г. военная обстановка под Петроградом усложнилась наступлением Юденича и появлением на Балтике английских кораблей. В августе всякое плавание в Невской губе было временно запрещено, а вооруженным отрядам всевобуча было приказано патрулировать на яхтах и шхунах на линии дозора: Лахта — дамба Морского канала. Яхтсмены с честью выполняли все задания командования.

Всеобуч в 1924 году передал все уцелевшие суда и яхт-клубы профсоюзам, перед которыми ставилась задача развития физкультуры и массового спорта среди рабочей молодежи. Первым на базе бывшего Императорского Речного яхт — клуба был организован Парусный клуб ЛГСПС (позднее ЛОСПС и ВЦСПС). Николай Людевиг вошёл выборное правление клуба.

Николай Людевиг стал автором первого в СССР учебника по парусному спорту: «Парусный спорт. Элементарное руководство для любителей». Книга была выпущена Ленинградским Губпрофсоветом в 1925 году и в довоенные годы трижды переиздавалась немалыми тиражами (например, 3-е издание вышло тиражом 10000 экз.). Этот учебник, написанный четко и ясно, помог вырастить не одно поколение советских яхтсменов. С середины 20-х годов ХХ-го века был председателем парусной секции Ленинградского областного совета по физической культуре (ЛОСФК).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ