Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Лотце, Рудольф Герман: биография

Непосредственное самочувствие лежит в основе нашего самосознания и является источником таких философских категорий, как субстанция, единство, состояние, действие и страдание. Все эти понятия не могут быть извлечены из чувственного опыта, но берут своё начало в нашем внутреннем мире. Понятие субстанции обязано своим происхождением тому, что во внутреннем опыте мы переживаем своё «я» в качестве носителя своих состояний; отсюда возникает и самое представление о том, что значит быть таким носителем. Отличая от своего «я» свои состояния и в то же время сознавая, что эти состояния наши, мы получаем и представление о том, что значит быть чьим-либо состоянием. Далее, когда мы связываем в воспоминании прошлое и настоящее и в то же время сознаём, что и прошлое, и настоящее принадлежат одному и тому же «я», мы получаем представление о том, что значит быть единым существом в многообразии состояний; таково происхождении категории единства. Наконец, и понятия действия и страдания берут своё начало в нашем внутреннем опыте, а уже затем переносятся нами на чувственный мир.

Внешний мир, полагал Лотце, должен быть понимаем по аналогии с нашим духом, как состоящий из множества одушевлённых субстанций. Перенося категорию субстанции на чувственный опыт, мы получаем формально-логическое понятие вещи, обладающей различными свойствами или предикатами. Однако внимательный анализ чувственных вещей не находит в них никаких субстанций; они полностью, без остатка, разлагаются на отдельные чувственные качества и не обнаруживают ни подлинного единства, ни подлинного тождества. Следовательно, достоверное представление о внешних вещах возможно только в том случае, если мы предположим, что они, подобно нашему духу, обладают внутренней сознательной жизнью. То, что совершенно лишено сознания, самости, деятельного отношения к себе и различения себя от всего другого, лишено и бытия, подобающего вещам. Таким образом, в мире нет ничего неодушевлённого: всё бытие слагается из живых, находящихся на разных ступенях сознательности духовных субстанций. Видимая природа есть лишь внешнее, механическое выражение и отображение царства духов.

По мнению исследователей творчества Лотце, его спиритуализм не был последовательным и включал в себя множество элементов иных мировоззрений. Так, в своём учении о Боге он рассматривал сотворённые субстанции как части или даже «деятельности» единой божественной субстанции, что лишало их всякой самостоятельности и приближало его учение к пантеизму Спинозы. Последовательное развитие спиритуалистических идей Лотце было осуществлено в трудах его ученика, профессора Юрьевского университета Г. Тейхмюллера.

Сочинения

  • Metaphysik. 1841
  • Leben und Lebenskraft. 1843
  • Medizinische Psychologie oder Philosophie der Seele, 1852;
  • Geschichte der Asthetik in Deutschland, Mnchen, 1868;
  • Logik. Leipzig, 1912; в русском переводе — Основания практической философии, СПб, 1882;
  • Основания психологии, СПБ, 1884.
  • Mikrokosmus. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit, 3 Bde., 1856—1864 («Микрокосм». т. 1-3, 1870)
  • Logik. 1874
  • Geschichte der Asthetik, 1868;
  • System der Philosophie, 2 Bde., 1912

Сочинения в русском переводе

  • Микрокозм. Мысли о естественной истории человечества (1866). I (UCal)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ